?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

А потом - рассказы о дворянском быте по книге Ю. М. Лотмана «Комментарии к Евгению Онегину»

И снова: вопросы о раннем брачном возрасте, о сватовстве, о составе семьи, 8-12 детей, высокая смертность. Словом, почти как у крестьян.

И опять «культурное потрясение»: брак, будучи договором родителей  заключался на всю жизнь без права развода. Конечно, в некоторых случаях юридическое право признавалось церковью, но практически развода не было. Брак, заключенный не по любви, или почти не по любви, брак как реализация родительской воли с неизбежным повиновением мужу со стороны жены - и на всю жизнь.

О!....



dimause252

Я хотел бы написать о различиях в досвадебных обычаях  и обрядах крестьянской и дворянской семьи. На самом деле сильных различий нет, так как дворяне переняли многие обычаи у крестьян из-за близкого соседства.  Дни встреч и свадеб у дворян зависели от разнообразных праздников,  равно как и у крестьян.  Но в дворянской семье родители не одобряли встречи влюблённых, идея которых была навеяна европейскими романами, а считали, что свадьба – это договор между мужчиной и родителями девушки. Молодые же пытались жить на западный лад. Повторюсь: на западе романтика не являлась нормой досвадебных отношений, но это очень забавляло и развлекало новое поколение России. В дворянском быту, как я уже говорил, жених сам договаривался с родителями, а в крестьянском - этим занималась сваха. В основном, я не нашёл других сильных отличай. И крестьяне, и дворяне устраивали мальчишники, пеклись караваи, знакомились молодые во время специальных мероприятий (хоровод, бал)… Так что общего было много, а различий меньше. Самые явные я описал.

«Это ненормально».

Вот – лейтмотив. Да – это ненормально, но люди так жили.

И наша задача – это понять. И понять, что брак по любви –  в некотором смысле,  «выдумка» середины 19 века. Не так много, лет 150 всего, наверное, существует такая практика.

Сравнивая крестьянскую и дворянскую модель поведения, можно сделать много интересных наблюдений. С одной стороны – явное сходство, а с другой – мы видим, как происходит некое расхождение этих двух линий. Важно, чтобы подростки смогли увидеть, как в обществе могут сосуществовать разные социальные нормы. И как вообще меняются эти нормы.

В конце 18 века и у дворян, и у крестьян нормой считался брак по согласию родителей, без «романтических отношений». И вот, на рубеже веков, как пишет Лотман, под влиянием французских романов на русскую почву приходит другая модель поведения.

Это представление о браке как о союзе двух сердец, романическое и романтическое понимание. Одна оговорка: во Франции на самом деле такого не было. Но так как это было в романах, по которым русские знакомились с французской  жизнью, то им казалось, что это именно французская любовь и французские отношения.

У Пушкина в «Метели» «Маша читала французские романы, и, следовательно, была влюблена». Избранник ее был строен, бледен, с задумчивым взглядом, и они, конечно же, полюбили друг друга и поняли, что жить не могут один без другого, но так как родители не могли благословить этот союз, молодые долго размышляли и решились на отчаянный поступок - бегство. А потом, думали они, мы бросимся в ноги родителям и скажем: «Благословите нас».

В обществе в одно и то же время существуют разные практики отношений.  Интересно, как эти нормы меняются на протяжении нескольких десятилетий, и под влиянием чего это происходит.

Если это понять, следующий шаг – к наблюдению над тем, как сейчас меняются нормы поведения: то, что казалось нам странным и ненормальным буквально 20-30 лет назад - становится нормой.