?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ТЕМА ПРО ЭТО

Первая тема по антропологии была  – «Ребенок в разных культурах»: у папуасов, в русской деревне, в древнем Китае.

Все прошло хорошо, но - ждали, ждали второй темы. Второй темой была заявлена «Семья в различных культурах».

И Дима, тот самый Дима, нет-нет, придет и спросит: «Ну, Рустам Иванович, а когда же будет про это, как его там, про семью»?

 Понятно, что дети ждали от меня откровений по поводу брачных отношений – им по 15 лет. Не знаю, оправдал ли их ожидания.

IMG_3974

«Семья – вчера, сегодня, завтра» – так называлась эта тема. Но в ходе обсуждения придумалось другое название: «Как моя бабушка выходила замуж». Тоже очень удачное: ведь разговор, прежде всего, был о том, что такое свадьба, как играли ее раньше и как сейчас.



В школе проходят много тем, которые в жизни могут пригодиться, а могут и не пригодиться. Знание математики, физики, химии – скорее всего, да. А может – нет.

Понятно, что тема создания семьи, семейных отношений, домостроя – понадобится точно.

Парадокс - почему такие важные вещи в школе обходят стороной? Это, кстати, о содержании образования – каким ему быть. Можно робко подать голос - о том, что оно должно быть связано с потребностями подростка и с его реальными интересами.

Так и родилась эта тема.

Я наметил два вектора: вглубь и в вширь.

Вглубь – это во временную глубь. Семья - раньше. У первобытных народов. Семья в традиционной русской культуре, с двумя разветвлениями: крестьянской и дворянской. Лет 200 назад, в пушкинские времена. Семья, к примеру, в традиционном Китае…

Можно было бы также говорить об античности, средневековье, индейцах Северной Америки… но  где взять материалы?

Второй вектор, это – семья «сейчас», но у других, не у нас.

Мы живем в Москве, в русскоязычной среде. Но среди нас есть ученики, родители которых – выходцы с Кавказа, татары, украинцы. Можно посмотреть, как все эти вопросы разворачиваются в современности, но в других  средах.

ЭТИ СТРАННЫЕ ЛЮДИ

Начали с «глуби», но это не история. Задача истории –  изучение прошлого. Так жили в Древнем Риме, так – в Средние века. Здесь  другое. Скорее – знать, как было раньше, чтобы понять, как сейчас.

Предмет изучения – не человек другой культуры, не русский крестьянин 19 века, и не барышня пушкинской поры. А наша современная жизнь– глазами другого человека. В этом  смысл того, что мы пытаемся сделать: на нашу привычную обыденность посмотреть глазами  другого.

Для чего? Чтобы отстраниться и абстрагироваться от очевидного опыта. Чтобы понять, что наш образ жизни и наши модели поведения – не единственно возможные. Для подростков это очень важно. Это выход из телевизионно-гламурного круга, потому что TB плюс глянцевые журналы создают жесткую, кажется, единственно возможную модель.  Какую? Откройте журнал «Космополитен» или его детское приложение «ООрс».

 Только так.

Все остальное – странно. Эти странные люди! Нормальный жест нормального ребенка – он покручивает пальцем у виска и говорит – это ненормальные. Говорит в адрес любого другого, что не совпадает с его представлением.

И моей первой, а может, и единственной задачей было – посмотреть на себя со стороны. Для этого нужны были разные точки зрения. А дальше – все определилось выбором материала. 



Comments

( 3 comments — Leave a comment )
ekimov
Aug. 6th, 2012 08:11 am (UTC)
Помнится, в школе был предмет под названием "Этика и психология семейной жизни". Затем его почему-то отменили. Думаю, что напрасно.
rustam_kurbatov
Aug. 6th, 2012 09:21 am (UTC)
Да!
uuvasilev
Aug. 7th, 2012 08:26 am (UTC)
Отменили потому, что преподавать некому было. Я вот, например, до сих пор мало что знаю об этике и психологии семейной жизни.

Edited at 2012-08-07 08:27 am (UTC)
( 3 comments — Leave a comment )