?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

БОЛЬШИЕ МАСТЕРСКИЕ

Со следующего года мы договорились поменять расписание в пятом и шестом классе. Поменять расписание – вопрос скорее технический, чем философский.  Однако, чувствую необходимость некоторых комментариев. Итак, вот что у нас будет. Пятый класс, допустим: первая неделя – историческая, вторая – литературная, третья – естественнонаучная. Потом – опять по кругу.

 

На каждой неделе на главный предмет выделяется шесть часов (по два часа с трех недель) плюс два часа русского языка на работу по теме, плюс два часа самоподготовки на доработку по теме. Итого – десять часов на тему. Например, тема по истории – Искусство и философия античной Греции; по литературе -  Приключения барона Мюнхаузена; по естественным наукам – наша Вселенная.

Всё это заканчивается или написание своего текста по теме или съемкой видеофильма, или рисованием газеты. И, непременно, рассказом для учеников другого класса о том, что сделали и узнали.

В нашей «реформе расписания» нет ничего революционного. Погружения – углубленное изучение одного из предметов в сжатые сроки -  обычный прием работы и в вальдорфских школах,  и в Школе самоопределения Тубельского.

Однако, есть вопросы: и родительские, и профессиональные.

   

1.       Зачем это надо?

Чтобы ответить на этот вопрос, походите немного на уроки к старшеклассникам.  Биогеоценоз – по биологии, строение белка – по химии, экономика стран Азии и Африки – по географии, Война и мир… – это один день из жизни десятиклассника. Буквально.

Откуда пошло такое? Знания множились и множились, и дробились при этом. И всю эту сумму знаний – умножившихся и раздробленных – казалось необходимым усвоить. Так и возникла чересполосица двенадцати  школьных предметов, без пересечений и накладок.

Представьте, что Вам на работе начальник дает одновременно двенадцать  заданий, выполнять надо сразу все, причем прекращать одну работу и приступать к другой строго по звонку через каждые сорок минут.

 

2.       Не устанут ли дети?

Дети устают и от двух уроков подряд. У тут – десять уроков по одной теме, с одним учителем в течение недели.  Но дети устают не от человека (ведет же в начальной школе один учитель двадцать уроков в неделю) и не от темы работы (если что интересно – захватывает целиком); устают они от однообразности и скуки.

Устают от уроков.  Нет смысла объединять  обычные уроки.  У погружения – БОЛЬШОЙ МАСТЕРСКОЙ – должен быть другой сценарий. Эксперимент, экскурсия, посещение театра, просмотр фильма, работа в группах на собственной темой, чтение книг, работа с компьютерной программой, игровые сценки… Дети скучать не будут.

 

3.       Еще один «эксперимент на детях»?

Опыт многолетний и позитивный - в нашей начальной школе! Каждую неделю наши ученики и первого, и четвертого класса участвуют в работе двух Мастерских.

Одна - по русскому языку. Пишут свободный текст.

Другая - Литературный театр (читают книги и ставят сценки) или Газета по естествознанию (смотрят фильмы, работают с энциклопедиями, пишут, рисуют, выступают), или Путешествие на Машине времени (похоже на Газету, но история…)

Этот проект – мастерская – длится, как правило, восемь-десять часов,  в течение недели, по два часа в день. В пятницу – десант!

Если всё так хорошо идет в четвертом классе, почему не сохранить этот порядок и в пятом? Что принципиально меняется? Вместо одного учителя – несколько. Следовательно, одна лишь проблема – взрослые люди должны договориться.

Конечно, по содержанию и уровню требований мастерские в пятом и шестом классе должны быть другими, нежели в начальной школе. Более  строгими и взрослыми.

 

4.       Если всё так хорошо, почему этого нет в обычной школе?

Традиционная школа – это школа памяти.  Главное – запомнить: факты, имена, даты, термины, опять факты…  А для памяти, наверное, лучше такое расфасованное знание – кусочками по сорок минут ежедневно.

Но если мы не просто грузим ребенка новой информацией, а обращаемся к  чувству,  развиваем образное мышление,  опираемся на опыт, работаем  то в группах, то индивидуально,  если история у нас незаметно переходит в русский язык, а на литературе дети играют как в театре – то, наверное, должно быть другое расписание.

Более Цельное.

***

Эти часы могли бы стоять в расписании в начале дня! Тема мастерской – это стержень работы, стержень дня и недели. Это то дело, ради которого ученики просыпаются, встают с постели и идут в школу:

- О, у нас сегодня проект по океанам начинается!

- Сегодня мы идем с десантом в 10 класс…

- Я, кажется, играю барона Мюнхаузена….

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
tarannatalia
Aug. 7th, 2010 02:50 pm (UTC)
Здорово! Я бы тоже хотела учиться в вашей школе!
lotos_tea
Aug. 7th, 2010 03:02 pm (UTC)
Звучит очень интересно. Хотелось бы попробовать)
rustam_kurbatov
Aug. 7th, 2010 04:08 pm (UTC)
Приезжайте.
( 3 comments — Leave a comment )