?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Если одной фразой нужно было сказать, в чем отличие нашей школы, я бы сформулировал этот так: «Мы пытаемся сделать, чтобы образование строилось на познавательной активности ребенка».

Или проще: Чтобы в основе всего лежали детские вопросы.

Пока методологи спорят о содержании образования, спросим ребенка: «Что тебе интересно? Что ты хочешь узнать?» Саша, моя старшая дочь, лет пятнадцать назад  составила  вот такой список:

Почему некоторые люди любят зиму, а некоторые – лето?

Что раньше появилось на Земле: люди, звери или деревья?

Почему зимой с деревьев  опадают листья?

Что раньше появилось на земле: птицы или морские животные?

Как люди одевались, когда они не умели делать одежду?

Из чего люди строили дома, когда не было кирпичей?

Как люди путешествовали, когда не было машин и автобусов?

Как люди узнавали, что  делается в других странах, когда не было газет?

Как люди узнавали время, когда не было часов?

Почему мыло и шампунь моют?

Почему птицы летают?

 

Эти вопросы содержат в зачатке все школьные науки: и историю, и психологию, и биологию, и химию.

 

Как круги на воде от брошенного камушка – от каждого ответа рождаются новые, более взрослые и трудные вопросы.

 

Конечно,  можно стать образованным человеком, без вопросов, хорошо выполняя хорошую программу.

 

Но здесь что-то другое: свои вопросы ярче и сильнее сильных программ. Из глубины сознания или подсознания наружу выходит что-то настоящее:  интерес, желание.

 

Более того. В этом есть что-то очень полезное для развития личности, для душевного здоровья.  Ученик не просто выполняет волю другого человека – а делает то, что для него имеет значение и смысл.  Его действия становят о-смысленными и со-знательными.

 

Вот она, свобода.

 

Если б нам удалось выстроить систему образования таким образом, из  школы выходили бы Здоровые и Счастливые люди.


Comments

( 4 comments — Leave a comment )
sokol_inka
Jun. 23rd, 2012 04:17 pm (UTC)
Полностью согласна. Единственное, по поводу чего у меня есть возражение - я не думаю, что истинно образованным человеком можно стать, просто выполняя хорошую программу. Потому что запоминаются ответы на свои вопросы, а ответы, которые нужны только для экзамена, надолго в голове не остаются. Зато остается нелюбовь к учебе и отвращение к любому "надо", в том числе и к тому, что надо тебе самому. Если своих вопросов не возникло - развития вообще не будет.
desreiniger
Jun. 23rd, 2012 06:26 pm (UTC)
Вы исходите из постулата очевидности социального, Но между людьми есть и невидимые связи, ноуменальные и\или сакральные.
Павел Куликов
Jun. 24th, 2012 04:34 am (UTC)
Как сделать, чтобы у ребенка возникали вопросы? А если он уже в "нормальную" нынешнюю школу ходит, как поднять его мотивацию? Как после интересных вопросов возвращать его в мир стандартов?
kokoc62
Jun. 24th, 2012 12:27 pm (UTC)
http://otvet.mail.ru/edu_kid/
Когда-то я мечтал о таком образовательном сервисе, представляя, что буду отвечать на вопросы, вроде тех, что привел Рустам Иванович. - вопросы, на которые хочется отвечать. Действительность же показывает, что ничего в этой жизни не меняется: те, кто в состоянии самостоятельно найти ответы на свои вопросы - тем подобные сервисы не нужны; а тем, кто считает нормальным решать свои проблемы за чужой счет - боюсь, никакими ответами не поможешь. Это как люди с ограниченными возможностями, не стремящиеся компенсировать эти ограничения чем-то другим.

Edited at 2012-06-24 02:58 pm (UTC)
( 4 comments — Leave a comment )