?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


11 класс. Нельзя в голову ребенка вложить всю литературу, биологию и географию, все 12 предметов. Ясно, что это – пережиток той самой школы, когда думалось, что надо знать все, что накопило человечество.

Понятно, что это невозможно. Если честно, то и мы сами, взрослые, принимающие экзамены, из школьной



программы в полном объеме знаем лишь собственный предмет, а все остальное – на уровне седьмого или восьмого класса. Все понятно, все очевидно – очами видно. Но мы продолжаем все вкладывать, вкладывать, вкладывать...

И ведь ясно, что дети в 11-м классе уже не очень учатся. Они выбрали четыре предмета, по которым сдавать ЕГЭ, а все остальное – так. И учителя это понимают. Тебе надо физику? – Надо. Тебе не надо? ...

ЕГЭ внес в школу некоторую определенность: по этим предметам усиленно готовимся, а во всем остальном более-менее свободны.

И вот, посмотрел я в глаза нашим десятиклассникам: взрослые люди. Самостоятельные.

Им через год делать важный выбор, почти на всю жизнь - выбирать профессию. А потом, еще через пару лет -  выходить замуж, заводить детей. Так что же, давайте потихоньку выбирать?

- Ну вот, - говорю я, - давайте так сделаем: половину часов вашего расписания выделим на подготовку к ЕГЭ. Здесь будет все строго и обязательно, как в школе. Математика, русский, английский. Вам нужна физика –  будем готовить к физике. История – сделаем то же. Все остальное – теперь-то мы свободны! – давайте, это будут часы по выбору. Спецкурсы, если угодно – клубы. Ты будешь врачом? Иди в химическую лабораторию. Будешь режиссером – на литературу и киноведение. Психология, менеджмент, журналистика – давайте вместе обсудим, что вам интересно.

- Ну, Рустам Иванович. Каждую весну вы пытаетесь экспериментировать над нами. Дайте спокойно еще годик доучиться. И подготовьте нас к экзаменам.

- Ребята – 20 часов, мы все сделаем!

- Перестаньте. Мы должны готовиться к экзамену.

- А как же – добровольность? Возможность выбора? Свобода, в конце концов. Посмотрите на себя: вы такие большие и умные!

- Какая свобода? – говорит мне отличница Настя. – Все же в баскетбол пойдут играть.  

- Не ходите в баскетбол играть. У вас же будет выбор. Естествознание, журналистика.

- Нууу...тогда это те же уроки.

40 минут напряженного разговора. Чувствовал себя Тони Блэром, премьер-министром Англии, про которого говорят, что он тефлоновый, к нему ничего не пригорает. Честно говоря, я уже через пять минут понял, что затея моя обречена на провал. Но держался до конца урока. И ко мне ничего не пригорало.

Понял, что убедить их я не в состоянии, но хотелось довести до столкновения:

- Ребята, вы же взрослые, самостоятельные. Давайте сами, мы сделаем сами себе школу. Составим расписание. Чтобы и к экзамену подготовиться, и чтобы было интересно.

- Нет. Нет и всё.

Не хотят они никакой свободы.

Осознав провал, на следующий день уже холодно и спокойно изложил идею учителям на планерке и родителям на собрании. Учителя отчасти поддержали, обсудили нюансы. И даже некоторые родители одобрили:

-  Да, я бы училась в такой школе, - сказала мама Иры.

Но дети…

Как говорил Николай Михайлович Карамзин: «Я не люблю стариков, которые любят вольность, и молодых людей, которые ее не любят».

Что ж наши дети, чего они боятся? Это, скорее, не их страх, а страх, наведенный взрослыми, родителями и некоторыми учителями: все силы – на подготовку к экзаменам, не сдашь... не поступишь...

Но дело даже не в страхе, а в нашем общем понимании, и взрослом, и детском: что сдача экзамена и поступление – это единственный смысл образования, других смыслов просто нет. Собственные интересы, потребности, образование для самого себя – нет, это не возможно. «Образование» - это узкоколейка, которая ведет через ГИА и ЕГЭ.  Другого пути нет.

 Чух-чух-чух...

- Да, еще. Вы тут говорите о выборе, а вот та школа, тридцать лет назад, когда учились наши родители, была лучшей в мире школой. И, заметьте, без всякой свободы.

Скованные одной цепью,

 Связанные одной целью... 



Comments

( 18 comments — Leave a comment )
mar_t
Jun. 21st, 2012 10:39 am (UTC)
совсем какая-то грустная история...
rustam_kurbatov
Jun. 21st, 2012 11:07 am (UTC)
Следующая будет веселой.
(Deleted comment)
mar_t
Jun. 21st, 2012 11:50 am (UTC)
Неужели и правда в Вашей чудесной школе люди не понимают, что есть жизнь после ЕГЭ...
(Deleted comment)
veka
Jun. 21st, 2012 11:19 am (UTC)
Чёрт, безрадостно-то как. Жаль, что своих мальчиков мне спрашивать уже бесполезно - выбор сделан, люди взрослые. Хотелось бы надеятся, что они любят вольность.
ekimov
Jun. 21st, 2012 01:08 pm (UTC)
А кто здесь сказал про "лучшую в мире школу"? Ваши ученики? Я бы не стал её так оценивать.
sokol_inka
Jun. 21st, 2012 02:45 pm (UTC)
Рустам Иванович, как же я вас понимаю! Года три назад я разговаривала с девочкой, выпускницей демократической школы, где с самого начала все уроки только по выбору, никаких обязательных предметов. Она туда попала после обычной традиционной школы, которую сильно не любила. Но в свободной школе ей поначалу тоже было ужасно - она день за днем сидела на диване в гостинной, и кипела от злости на взрослых, которые не обращают на нее внимания. Она ничего не делает - и всем плевать! Только спустя какое-то время до нее стало постепенно доходить, что ее жизнь принадлежит ей и будет такой, какой она ее сделает. Что учеба - это возможность найти ответы на свои вопросы и научиться тому, что ты хочешь уметь, а не выполнение навязанных нормативов и получение права считаться правильным и хорошим. "Это будут те же уроки" - ужасно грустно, когда дети так говорят. Но я не представляю, как можно изменить эту ситуацию, не отменив обязательные уроки вообще. Опыт показывает, что в такой, открытой системе без обязательных занятий у ребенка уходит на "расшколивание" несколько месяцев... Далеко не сразу доходит, что к учебе можно относиться по-другому, что это может быть самое живое, самое увлекательное занятие на свете...
vchernik
Jun. 22nd, 2012 08:35 am (UTC)
>>у ребенка уходит на "расшколивание" несколько месяцев...

Интересно, а где он успел "зашколиться"?
sokol_inka
Jun. 22nd, 2012 11:31 am (UTC)
Мой - нигде, он сразу пошел в демократическую. Но малыши туда попадают редко - обычно родители действуют по принципу "попробуем все-таки обычную школу, и если уж совсем не пойдет..."
open_2
Jun. 21st, 2012 04:31 pm (UTC)
Может быть, эта свобода нужна не всем, а только тем, кто до нее дорос, кто в ней нуждается?
kokoc62
Jun. 21st, 2012 07:55 pm (UTC)
open_2, я склоняюсь к тем же выводам. Рустам Иванович, а Вы ведь собой представляете другую половинку карамзинского высказывания, да?))
Знаете, не всегда и не всем хочется полной автономности. Я, например, не умею готовить, и ем то, что дают (или не ем)). Не умею водить машину - и полагаюсь на опыт водителя маршрутки, которому доверяю свою дорогу от дома до работы. А школе меня доверили родители, и ближе к ее окончанию я полностью проникся исходным значением слова "урок": отработаю свою повинность, выдам вам "от сих до сих, от звонка до звонка", - а с остальной своей жизнью я как-нибудь сам разберусь, и ты, уважаемая школа, вовсе не обязана организовывать её для меня в своих рамках. В моем детстве это так и называлось - ВНЕшкольные занятия. А то, что нынче тенденция собирать всех, кто остался работать с детьми, под школьную крышу - это просто не от хорошей жизни.

Edited at 2012-06-21 08:06 pm (UTC)
desreiniger
Jun. 22nd, 2012 06:06 am (UTC)
А Ваша оценка ситуации какова? - Необходимо признать, что анонимная социализация уже произошла, и школа должна её лишь отретушировать - или в обучении должно быть заложена возможность альтернативного общественного развития?
kokoc62
Jun. 22nd, 2012 03:00 pm (UTC)
desreiniger, это ко мне вопрос? Если да, то я попробую ответить, если Вы как-нибудь по-другому его сформулируете.

Edited at 2012-06-22 03:42 pm (UTC)
desreiniger
Jun. 22nd, 2012 06:02 pm (UTC)
Это не вопрос, а предположение в форме вопроса: что обучение в школе является лишь внеположным поводом для социализации, которая происходит не между учениками, а "внутри" их.
sanyavesko
Jun. 24th, 2012 11:07 am (UTC)
Да, понять что ты хочешь на самом деле очень непросто. Ребенок, наверное, чувствует себя как в бескрайнем океане, когда ему взрослый говорит - ты можешь делать, что хочешь. Вероятно, быть свободным тоже надо учить, а, может быть, именно этому и надо учить - быть свободным, знать что ты хочешь, найти способы решения поставленной задачи.
Научить ребенка жить самостоятельно - это, быть может, самое важное, что может взрослый, и сложное - с одной стороны я учу, но так чтобы с каждым разом ребенок все меньше и меньше нуждался в моих советах. Вечное устремление - ребенка к учителю, и учителя к самостоятельности своего ученика, где-то между проходит, вероятно, золотая середина.


Edited at 2012-06-24 11:13 am (UTC)
Larissa
Jun. 26th, 2012 09:31 am (UTC)
свобода выбора
Свобода выбора - это утопия, под лозунгом которой проводится развал системы образования. Нет этой свободы выбора и никогда не будет, потому что нельзя выбирать в 17 лет из того, о чем ты не имеешь никакого представления. Увлеченных в отдельной области детей - единицы, а система строится для миллионов. И факт, что 30 лет назад качество образования было отменным, остается фактом независимо от того, были у ой системы недостатки или их не было. А еще убеждена в том, что как раз детям в первую очередь проще учиться, когда они знают, какой объем знаний с них могут потребовать в рамках школьной программы, и исходя из каких критериев можно оценить уровень их знаний как независимым оценщиком, так и для себя лично. И не забывайте, все здесь высказывающиеся, что первоначальный общий уровень эрудиции был получен вами именно в общеобразовательной школе 20-30 лет назад, а каждое последующее поколение выпускников последних 10 лет все реже может похвастаться этим уровнем, и скоро обсуждать школьные реформы будет просто некому, да и незачем: население, умеющее лишь писать с ошибками, и не знающее в принципе, что такое хорошее образование для всех, вряд ли сможет себе даже вообразить что такое возможно и что такое уже было в нашей истории.

Edited at 2012-06-26 09:32 am (UTC)
kokoc62
Jun. 27th, 2012 01:08 am (UTC)
Вернись я к активной образовательной практике - стал бы придерживаться следующего правила: свободу нужно заслужить - как кредитную историю в банке.
( 18 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek