?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


- Всё! У нас свободное посещение.

- Как свободное посещение?

- Вы должны быть только на первом и на последнем уроке темы. Это обязательно. Все остальное время будете заниматься сами по себе, и приходить и сдавать мне материалы.



Не верят! Пришли на третий урок:

- Рустам Иванович! – спрашивает Дима. – А вот это правило… свободного посещения все еще действует, или вы уже подумали его отменить?

- Действует. Вы можете быть там, там и там – работайте! А сюда приходите, только, когда что-нибудь сделаете и захотите это обсудить.

Без обсуждения со мной все равно ничего не получится. Не забывайте: в школе главный – учитель (шутка), и только за круглым столом, вместе с учителем можно начать думать. Этот круглый стол – как мясорубка, где все перемалывается, переваривается, и из прочитанных книг, фильмов, интервью складывается что-то новое.

Левые педагогические радикалы говорят, что ребенка надо пустить полностью на самотек, и пускай он делает что хочет, и пишет свои диссертации.

- Дети, вы хотите вообще так… на самотек?

Они смотрят на меня с недоумением.

Честно говоря, ничего лучше человечество не придумало, чем общение учителя и ученика. При условии, что это действительно разговор двух заинтересованных сторон. Должно быть интересно и мне, и ему. Поразительно, как из такого простого и  радостного дела, как встреча Взрослого и Ребёнка, люди сделали самое невыносимое и тягомотное мероприятие, называемое школой? И второй вопрос: как из этого состояния вернуться назад, к простому и радостному общению?

- Только после того, как ты что-то прочитал, посмотрел, взял интервью - ты приходишь ко мне.

Мы садимся за круглый стол – это пир, пиршество духа! Ты расскажешь, что прочитал, увидел и услышал, мы будем задавать друг другу всякие хитрые вопросы, вместе искать ответы.

Самое главное, всю черновую работу они сделали заранее. Школа ведь только и занимается, как черновой работой – пересказом текстов. Это не ко мне. Пересказ текста – это друг к другу. Володя работает с Максимом в группе. Леня читает про выращивание риса в Древнем Китае текст, который называется «Чудо рисовых плантаций».

Вопросы ставят сами ученики. Потому что всю обычную работу они сделали уже там, в коридоре. Леня рассказал Диме о рисовых плантациях. Дима сказал: «Да, текст меня захватил». Дима достаточно серьезный молодой человек. И, в свою очередь, рассказал о том, как сервировали стол в средние века в Европе.

Все они уже обсудили. Это – их работа. Я не спрашиваю содержание текста. Только – есть ли у вас какие-то вопросы?

Потому что высшее проявление интеллекта (мышления) – это умение задавать вопросы. Что вас удивляет, что вам показалось странным в том фильме, который вы посмотрели? Что у вас вызывает недоумение? Недоумение – вот, пожалуй, ключевое слово. С этим недоумением мы и работаем на Круглом столе. Именно для этого нужен этот стол и учитель.

И не правы те «левые радикалы», которые говорят, что можно и без учителя, что дети должны учиться самостоятельно. Самостоятельно можно только научиться читать и перечитывать заново. А чтобы думать – нужен Собеседник. «Правые уклонисты», конечно, тоже ошибаются, когда говорят, что учитель, дескать, это все, и только под его неусыпным взором…

Две недели назад заболел и остался дома. Прихожу в понедельник, а мне говорят:

 – Катя (а Катя у меня самая революционно настроенная девушка. Долго говорила, что все это, Рустам Иванович, полная ерунда, никакого смысла не вижу. В журнал не идет, зачем тогда учить.). Так вот, Катя сидела 2 урока и по своему плану читала книжку.

Учителя нет, а они продолжают учиться. Вот так.

Пятница, начало дня. Устали, не проснулись, не все пришли вовремя. Кстати, сегодня все пришли. Может быть, это как-то связано со свободным посещением?

- Ну, что? Что будем делать?

- Можно обсуждать книгу, фильм…

- Да, еще можно писать интервью! А вы обещали нам свою маленькую лекцию на 20 минут - по поводу того, как русские крестьяне сидели за столом, и как нужно было печь хлеб.

- С чего начнем?

- С утра трудно думать. Давайте с лекции! А там разберемся.

- Что ж, давайте. Только через 20 минут вы мне скажете, что время закончилось, и круглый стол будет распущен.

- А потом что?

- А потом будем обсуждать текст. Что у нас там было?.. Да, а кто хочет – может уже начать писать свой текст (потому что результат каждого нашего обсуждения – это написание текста).

Можете компьютер из дома принести. Сидеть с ноутбуком где-нибудь в коридоре…

Вова заинтересовался

 - На полу?..



Comments

( 4 comments — Leave a comment )
sanyavesko
Jun. 19th, 2012 06:13 pm (UTC)
у Вас интересно, почти как в жизни :-)!
rustam_kurbatov
Jun. 21st, 2012 11:10 am (UTC)
Это высшая оценка. Спасибо.
sanyavesko
Jun. 21st, 2012 11:55 am (UTC)
Удачи!
Оксана Васильева
Jul. 17th, 2012 09:53 am (UTC)
Оксана
Сама учитель, правда обычной хоть и незаурядной школы! Хотелось бы так работать, я за!
( 4 comments — Leave a comment )