?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

- Звонок с урока, вы свободны.

Бррр… Кстати, а можно ли быть свободным до звонка - на уроке?

Все знают, что такое школа. Она за последние, пожалуй, 200 лет мало в чем изменилась: ровные ряды, прямо сидящие дети, поднятая рука и необходимость молчать и говорить по очереди. Она возникла в индустриальную эпоху и существует до сих пор.



У нас, конечно, в классе не 25, а 10-15 человек, да и нет рядов с колоннами. А есть один большой, почти круглый стол, вокруг которого сидят ученики и учитель. Какая роскошь! Невозможная для нашего, а может, и для западного образования. Сидеть за круглым столом с 12-тью подростками, обсуждать книгу или фильм, просто говорить о чем-то. Миллионы детей, наверное, мечтали бы об этом. Да и сотни тысяч учителей. Вот оно, учительское счастье. Ни доски, ни рядов, даже руку не надо поднимать. Можно говорить, по очереди. И, естественно, никаких проблем с дисциплиной. Что еще нужно?

Но… Тут месяц назад получил письмо от Елены Хилтуниен из Финляндии. Елена Хилтуниен, как известно - наша, российская Мария Монтессори. Женщина, которая привела в Россию эту педагогику. Она пишет: «Вот, под Хельсинки открыли новую школу, почти по системе Монтессори. Там нет ни классов, ни уроков, дети сидят в библиотеке или медиатеке, читают, слушают, каждый ведет свою тему - как бы маленькую такую диссертацию. А как кто готов представить какой-то материал -  подходит к учителю-консультанту и рассказывает.»

Вот, казалось бы, последовательное и радикальное решение вопроса классно-урочной системы!

Я задумался. Черт побери, 20 лет пытаемся сделать альтернативную школу, а продвинулись всего лишь на несколько шагов. Ведь все равно есть и уроки, и общие занятия. А тут – вот оно! Свободное образование! Гуманистическая педагогика! Каждый сам по себе, каждый делает, что хочет... Ну почему у нас не так? Ну почему мы не Монтессори?

В выходные не мог успокоиться, все думал об этом. В понедельник – говорю любимым девятиклассникам:

- Все, дети. Не буду я больше проводить у вас общих уроков. Сейчас каждый человек пойдет в библиотеку, выберет себе тему, кто какую хочет, и…

- Вы что? - сказали хором девушки, Настя, Катя, Диляра и Полина, –  вы что это, Рустам Иванович, с ума сошли? Это как же, теперь мы и не посидим уже за этим круглым столом?

В голове – полный раскардаш. С одной стороны – чувство блаженства и счастья, когда они все сидят, и мы обсуждаем книжку, и я представляю себя если не профессором Оксфорда, то, во всяком случае, аспирантом российского гуманитарного университета, который ведет семинар с 10 заинтересованными студентами. А с другой стороны – хорошо, когда каждый сам выбирает: фильм посмотреть, книгу почитать…



Comments

sanyavesko
Jun. 14th, 2012 09:43 am (UTC)
Я вот тоже об этом думаю, иногда кажется, что дырку в голове продумаю. У меня, правда, нет альтернативной школы, только свои дети.

Сначала тоже занимались вместе, они очень любили и сейчас любят. Только со временем оказалось, что они так и стали ощущать мир, через меня, без меня он был для них неинтересен. Постепенно стали вводить самостоятельные занятия. Методом проб и ошибок, конечно. Теперь у них есть их интересы, в которых они двигаются сами, где-то могут продвинуться даже дальше меня. А есть области, где, дойдя до какого-то уровня требуется мое участие, или области, где у них мало интереса, тоже в основном из-за того, что сами не смогли его найти. Можно помочь, и они идут дальше сами.

Обычная школа не дает место ошибкам, сразу начинает объяснять как правильно, но именно на ошибках человек учится - сидеть, ходить, держать равновесие, остерегаться горячего, крапивы и т.д. Дошкольная педагогика очень продвинулась - дала детям свободу действия, пусть и сначала неправильного, так хочется продолжить это в основную школу.
rustam_kurbatov
Jun. 14th, 2012 10:24 am (UTC)
Я согласен.