?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


             Я бы хотел рассказать о том, как мы смотрели фильм «Малыши», а, если получится, выйти на какие-то общие вопросы преподавания.
 

           



Итак, тема - «Детство в различных культурах»: рождение и воспитание ребенка на островах Восточное Самоа (по известной книге  Маргарет Мид); ритуалы, связанные с рождением и уходом за младенцем у славян (по материалам книги А.К.Байбурина); счастливое детство китайца эпохи Мин (в рассказе В.В.Малявина)…

Тема прошла в пятом, шестом, и одиннадцатом уж так получилось. Каждый раз, когда летом готовишься, то думаешь и выстраиваешь хитрую систему: в пятом классе у тебя будет детство, в шестом история еды, в одиннадцатом социальная структура, потом приходишь, смотришь на этих одиннадцатиклассников, сравниваешь их с пятиклассниками и не видишь особой разницы, и понимаешь что все они дети. Хочется всегда начать сначала. А самое начало - это рождение ребенка.

И вот – это чудо! За две недели до начала учебного года в интернете появился гениальный фильм «Малыши» (режиссер Томас Бальмес), о жизни четырех младенцев с момента рождения до годового возраста. Девочка из Америки, мальчик из Монголии, девочка из Японии и еще мальчик из Намибии. Как дети смотрели фильм? Это был просто восторг, экстатическое состояние,  я сам
себя чувствовал если не Дедом Морозом, то добрым волшебником, сделавшим классу подарок на 1 сентября.

Приходят дети на урок, и вместо всяких тетрадок, вместо «здравствуйте, запишите», «откройте, приготовьтесь», просто выключаем свет и смотрим. Причем, когда смешно, можно смеяться, когда хочется сказать, можно сказать. Потому что такой фильм нельзя смотреть молча. Каждый узнает
своих братьев и сестер, в наших семьях бывают похожие сцены.  Конечно, у меня были опасения о неконтролируемых реакциях и диком смехе: женщина из Намибии натирает живот красной глиной, роддом в Монголии, кормление грудью... Такие вещи, если не табуированные, то полу-табуированные в нашей культуре. Знаете, или дети были такие, или так получилось, но смеха без
причины не было – все только по делу. (Трехлетний потомок Чингисхана тащит за хвост связанную кошку, наследница самураев мечет компьютерные диски по комнате, совсем юная американка в корзине для покупок совершает экскурсию по супермаркету, чернокожие младенцы пьют из лужи как маленькие щенята). Это было больше чем восторг, за много лет школьной работы испытывать подобного чувства мне не приходилось. 

Когда я думаю о том, какой вообще может быть школа, как могут проходить уроки, мне кажется, что, по крайней мере, по истории, по географии, по биологии, все должно начинаться с такого большого, киношного погружения. Лучше ничего нельзя придумать, это просто фантастика, чувство
полного перенесения, сочувствия, сопереживания, растворения в другом. Это прямой путь к разуму ребенка (через его сердце).

Ну а том, что было потом… в следующий раз.