?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Педсовет как Чудо


Это Чудо произошло два года назад, а вторая серия его намечена на 28 мая, приходите...
Все знают, что такое школьный педсовет…

Учитель литературы нашей школы, человек серьезный и степенный,  через два часа, как правило, покидает аудиторию, извиняясь: «Простите, я больше не могу. Я угорел…»

Я –  директор школы -  обычно возвращаюсь после педсовета домой с давлением 180 на 140,  на грани гипертонического криза.



И вдруг в нашей школе случилось чудо...
Никаких «пленарных заседаний» с монологами директора у доски, более того – никаких заседаний «по методическим объединениям», на которых по сотому разу говорятся уже известные вещи, ну и никакой заранее известной «повестки дня»

Ну, ведь, в конце концов, мы пытаемся сделать для детей другую – нескучную – школу. Без неподвижного сидения за партой, без буквального прохождения программы, без схоластики и зубрежки. Так неужели учителя, взрослые люди, не заслужили права на такое же отношение к себе?  В «нескучной школе» и педсовет должен был бы быть нескучным.

Итак, каждый учитель, а нас 55 человек, предлагает свою тему, можно и две-три темы. То, что он может рассказать, что он умеет делать, чему может научить…

Кто-то написал записочку с тремя темами за две минуты, кто-то сказал сразу категорическое нет: «Не-е-т, только не я… Чего я буду рассказывать?», но список из сотни (!) тем получился.

А вы, дорогой коллега, если б вам предложили провести семинар  (круглый стол, мастер-класс) для учителей своей школы, какую тему бы вы предложили? Ведь это непросто. Надо подумать и понять: А что я действительно умею делать? В чем я чувствую себя мастером? И что я могу рассказать и показать своим коллегам?

Так вот, список  из сотни тем, начало списка… Снимать видеофильмы на английском языке, делать газеты по естествознанию, рисовать "пикторгаммы"  по истории, лепить из глины, работать с компьютерными программами на уроках русского языка, организовывать поездки в другие города, проводить подвижные игры на улице, измерять высоту деревьев в лесу (школа находится в лесу), делать батик…
Каждая тема – на час. Одновременно проводят семинары  четыре-пять человек. Они объявляют свои темы, и каждый учитель идет туда, куда хочет.

Учитель английского рисует пионы на студии по батику. Учитель химии месит глину в гончарной мастерской.  Учитель математики обсуждает с учителем русского языка последний номер литературного журнала, только что полученного из типографии. Учитель французского ищет общий язык с учителем немецкого. Учитель физики... учитель физики расстроен, что хочет пойти сразу на три семинара. И учитель начальной школы, которому пришла в голову мысль сделать "радиопередачу" об этом чудесном дне... (Передачу можно послушать на сайте «Нескучная школа»)

Это был первый педсовет за семнадцать лет работы школы, на котором, я не сказал ни слова. Вот оно, директорское счастье.

Правда, первые два часа приходилось уговаривать: «Ну, готов кто-нибудь? Ну, может с Вас начнем?» А потом пошло. Разумеется, каждому руководителю семинара хотелось, чтобы слушателей собралось побольше, и в ход пошли самые разные методы агитации и пропаганды.

Учитель математики  принесла в класс конструкцию из трех огромных палок для измерения то ли площади школьного участка, то ли высоты деревьев… Ну неважно, учителя, увидев эти палки и поняв, что всё это будет проходит на чистом воздухе, бросились на улицу, так и не узнав, какие темы были предложены другими ведущими «мастер-классов».

Учитель химии, который два дня вежливо отказывался от участия в этом безумном педсовете, объявил, что он готов научить проводить опыты по  получению чистых химических веществ. И два десятка взрослых людей, которые последний раз держали пробирку с химикатами в 10 классе школы, поспешили в кабинет химии…

Зачем, скажете вы, учителю истории или литературы уметь получать химически чистые вещества? Не знаю.  И не важно, ведь если они пошли делать опыты – значит, это им зачем-то  нужно…

Конечно, я думал, что наш «педсовет» будет более серьезно-методическим: каждый расскажет о своих наработках, методических приемах и разных организационных «штучках». А всё пошло легко и весело:  кабинет рисования, гончарная мастерская, театральный кабинет не могли вместить в себя всех желающих. Какие уж тут «методические наработки»!

Одним словом, мы вели себя в точности как дети. Дети, если им предоставляют право выбора никогда  не идут на серьезные предметы – они идут, бегут, на улицу, на ремесло, на рисование, на театр, на опыты по химии, в конце концов. И лишь некоторое время спустя, набегавшись и наигравшись, садятся «за науки».

Наш педсовет длился всего два дня. Не хватило времени «набегаться и наиграться», но все-таки, справедливости ради надо сказать, что были и серьезные темы семинаров.

Учителя начальной школы вместе с коллегами по  географии и биологии  обсудили, как лучше готовить  проекты  по  естествознанию. Учитель русского языка договорился наконец-то с историком, кто и в какое время будет работать  с текстами, написанными на уроках истории.

Но даже это не самое главное. Я не знаю, как выразить словами это «самое главное». Это был какой-то глоток чистого воздуха – глоток свободы… Каждый, почти каждый, хотел что-то рассказать, походу придумывая новые темы и расстраиваясь, если ему не хватило времени или не удалось набрать группу; разрываясь между желанием провести самому «мастер- класс» и посетить семинары коллег: «Ну как же, я  хочу и фильм снимать, и про  аудионовости послушать…» Эти два дня мы вели себя как настоящие дети.    

Произошло чудо. Секрет его прост – два секрета. Никто (ни ребенок, ни взрослый) не любит сидеть и слушать – а любит делать что-либо сам. В нашем случае - рассказывать, делиться опытом. Никто (ни ребенок, ни взрослый) не любит, когда за него решают другие – каждый хочет быть свободным. В нашем случае – выбирать, куда идти и чему учиться.  После этих двух дней возврата к нормальному педсовету уже быть не может. 



Comments

( 6 comments — Leave a comment )
mama_tania
May. 18th, 2012 01:12 pm (UTC)
Вам, тогда наверное нужно педсовет не на 2 часа проводить, прямо неделю педсовета. Это же так здорово, когда есть что рассказать и показать. Главное, каждый учитель видит, что делает коллега и обменивается премудростями. Хуже, когда каждый в своем футляре. Сам знаю - никому не скажу. Да и до детей дела нет. Как бы я к Вам на педсовет хотела бы попасть!
penka_enka
May. 19th, 2012 12:54 am (UTC)
Потрясающе :) очень радостно за Вас, Вашу школу и Ваших учителей!
bolshaya_7ya
May. 19th, 2012 12:21 pm (UTC)
Рустам, в прошлом году в конце мая мы (центр ТРиГО, Истра) были у вас в гостях на "семинаре", так вроде это называлось. Нам понравилоась, и жаль было, что смогли только 1 день.
В этом году не будет ли подобного мероприятия?
anteya_17
May. 19th, 2012 05:38 pm (UTC)
вот уж действительно Чудо.. неужели так бывает??))
k_p_bl_c_b
May. 21st, 2012 03:09 pm (UTC)
Скажите, а можно ли попасть на педсовет учителю из другой школы? :)
garbuzenka
May. 24th, 2012 05:10 pm (UTC)
Приглашение на педсовет 2012
Добрый день!
В этом году педсовет состоится 28 мая.
По всем вопросам можно обращаться по тел. 8-916-629-10-68
Анна Владимировна
Учитель географии Лицея "КовчегXXI"
( 6 comments — Leave a comment )