?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry




Одна из тем курса Социальная антропология - школа наших родителей, бабушек и дедушек.
Составили с детьми опросник - программу исследования!
Кому интересно - присоединяйтесь. 

Школьная форма.
1. Какой была школьная форма?




2. Была ли она обязательной? Были ли случаи, когда ты приходил в школу не в форме? Какой была реакция учителя на это?
3. Нравилось ли ходить в форме? Испытывал ли ты чувство гордости, что носишь форму?
4. Объясняли ли как-то старшие (родители, учителя), почему надо носить форму? Задумывался ли ты сам об этом?
5. Были ли какие-то ограничения в одежде для учителей? Могли ли женщины, работающие в школу, ходить на работу в брюках?
6. Нужно ли было надевать форму, когда ученик приходил в школу не на уроки, а на какие-либо другие мероприятия (собрания, праздники, субботники)?
7. Считаешь ли ты, что и сегодня дети должны были б ходить в школу в форме?

Ученик и Учитель
1. Кто из учителей тебе нравился больше других? Каков он был (добрый, строгий, веселый, умел хорошо рассказывать)?
2. Мог ли ты говорить с учителем на переменах или после уроков о каких-то темах, не связанных с учебой?
3. Кто был самым нелюбимым учителем и почему?
4. Были ли у учителей «любимчики» в классе? В чем проявлялось их особое отношение к этим ученикам?
5. Как обращались учителя к ученикам (по фамилии, по имени, на «Вы»)? Боялся ли ты кого-то из учителей? Если «да», то почему?
6. Случалось ли Тебе заходить домой к какому-либо учителю? Звонить ему домой?
7. Заходили ли учителя к тебе домой? Чем были вызваны эти визиты?
8. Принято ли было учителям дарить подарки? Если «да», то какие? Были ли это подарки, купленные родителями (по одиночке или вскладчину), сделанные руками учеников?
9. Если ты встречаешь на улице кого-то из своих школьных учителей, как ты ведешь себя при встрече (стараешься пройти мимо, здороваешься, беседуешь с ним)? Поддерживаешь ли с кем-то из учителей более тесные контакты?
10. Изменилось ли у тебя за эти годы восприятие «идеального учителя»?



Правила школьной жизни
1. Существовали ли Законы (Правила) школьной жизни? Они были где-то записаны или существовали в устной форме? Можешь ли ты назвать какой-нибудь пункт из этих Правил?
2. Вставали ли ученики в начале урока?
3. Можно ли было отвечать с места (отвечать, не вставая)?
4. Прогуливал ли ты уроки? 
5. Вызывали ли тебя в кабинет директора? Сколько раз? За что? Что и как говорил директор? Ты сидел или стоял при этом? Каковы были последствия этого вызова?
6. Каковы были меры воздействия на неуспевающего ученика или ученика, систематически нарушающего правила поведения (с ним беседовал учитель, его «разбирали» на классном часе, вызывали родителей в школу, им занималась пионерская или комсомольская организация, писали письмо на работу родителям, исключали из школы и т.п.)?
7. Принимали ли ученики участие в обсуждении этих правил, оценивали ли они каким-либо образом справедливость школьных законов (считали, что надо что-то изменить, например)? 






«Учат в школе, учат в школе, учат в школе...»
1. Какие предметы изучали в школе?
2. Какие предметы считались более, а какие менее важными?
3. Был ли список изучаемых предметов одинаковым во всех школах?
4. Какой урок ты любил больше, а какой меньше других? Почему?
5. Твоя сегодняшняя точка зрения: какие предметы и в какой степени надо изучать в школе?

Отношение к школе
1. С каким чувством ты шел в школу 1 сентября? (в 1, 5 , 10 классе)
2. Если ты был чуть-чуть болен, ты охотнее оставался дома или все же шел в школу? (в 1, 5 , 10 классе)
3. Твой сегодняшний взгляд на «старую школу»: лучше или хуже она современной? И чем?

Идет урок...
1. Как проходил опрос (вызывали к доске, с места, письменно)?
2. Как часто спрашивали ученика на «устных уроках»? Были ли случаи, что после вызова к доске ты несколько уроков не так тщательно «учил параграф», как обычно?
3. Как ты дома «учил параграф»? Сколько раз читал? Пересказывал ли?
4. Как проходило «объяснение нового материала»?

Отношение между учениками.
1. Кто был председателем совета отряда в классе? Как его выбирали? Как он учился? Какими качествами характера отличался?
2. Кто из учеников пользовался особым уважением среди одноклассников? Почему? Как он учился? 
3. Твои лучшие друзья: помнишь ли ты их имена, в каком классе они учились, сколько было «лучших друзей»?
4. Во дворе ты гулял с другими ребятами или с теми же, с кем дружил в школе?
5. Как долго сохранялась эта компания? 

Система образования в целом.
1. Можно ли было не ходить в школу? Например, учиться дома? 
2. Как твои родители объясняли тебе необходимость хорошо учиться?
3. Ругали ли за плохие отметки? Наказывали? Как поощряли за хорошие?
4. Случалось ли, что твои родители при тебе как-то критически высказывались о школьных учителях, программах, требованиях?
5. Обсуждали ли родители результаты твоей учебы в беседах со своими друзьями?
6. Как ты полагал в те годы, советская школа лучше или хуже зарубежной?
7. А что ты думаешь сейчас об этом?
8. Хотел ли ты сейчас на денек оказаться учеником в «той школе»?
9. Проводился и мог ли проводиться в принципе в той школе опрос родителей, аналогичный тому, в котором ты сейчас принимаешь участие


Comments

( 1 comment — Leave a comment )
chudny_barin
May. 3rd, 2012 01:19 pm (UTC)
Куда класть?
Рустам, куда ответ складировать? А то у меня, список в формате вопрос-ответ "тянет" на 12 000 знаков.
( 1 comment — Leave a comment )