?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Родной язык: две загадки не дают покоя. 

Первая - к пяти годам ребенок говорит! Говорит: зная, когда надо поставить глагол в совершенном, а когда в несовершенном виде, не путаясь в падежных окончаниях и образуя ежедневно десяток новых слов по всем правилам русской морфологии.

Как в голове ребенка образуются эти структуры, которыми не в состоянии овладеть иностранец с гуманитарным образованием за 15 лет изучения языка? И ведь никто не учит его говорить, разве что иногда взрослый подскажет или поправит. Он только слушает, повторяет за взрослым звуки, слова, фразы и - чудо! - говорит. Что происходит в детской голове: как систематизируется, кристаллизируется ежедневный опыт? Как вырабатывается чувство языка? Как Хаос образует Порядок?



И вторая загадка. Семилетний ребенок пишет (пусть с ошибками, но без страха) сказки и истории, в пятом классе - простые диктанты, в девятом - изложение с элементами сочинения, а после школы - уже ничего не пишет. Почему? Десять лет учебы: две тысячи часов изучения языка, три-четыре километра упражнений в тетради, - и неспособность написать страницу текста «от себя»… Почему родной язык, легкий и естественный для дошкольника, становится чужим языком: вызывающим неприятие и тревогу? 

Школа не может научить ребенка родному языку. Не может сделать то, что всегда было предметом ее гордости - «научить писать». Члены экзаменационной комиссии, спорящие о том, где надо поставить запятую, и переписывающие за медалистов их работы - это практика школы. А чего стоят слова школьного методиста: «Медальные работы должна прочитать учительница N, она знает, какие в нашем районе требования к работам». Она знает, как в нашем районе принято ставить запятые... 

Почему? - Снизился уровень преподавания? Дети меньше читают? Компьютер? Дисклексия и дисграфия? А может, язык нам достался такой?.. Может, это судьба. 

И нельзя представить, чтобы такой язык не был дан великому народу?

Может в этом и есть величие русского народа - что нам дан язык, который нельзя выучить? И одна радость: китайцы, которые тратят 15 лет жизни на выучивание 10000 иероглифов, - в еще худшем положении.
 

О, великий и могучий русский язык! 

Слишком могучий... 


Конечно, дело не в родстве русского языка с китайским, а в том КАК мы учим русскому языку.

За последние 20 лет многое изменилось в нашей жизни и в школе. Не изменился только Учебник русского языка. Он выдержал три десятка изданий, является лауреатом Государственной, Ленинской, (Сталинской?) премии. Те же упражнения, те же нормы оценок, те же разборы. И, понимая всё: тоскливость упражнений, невыполнимость норм, бесполезность разборов, - учителя выполняют ту же программу. Государственную программу! Мы за ней, как за каменной стеной - не страшна ни критика, ни инновации. Это - система, из которой отдельные элементы не выбросишь, а выйти за ее пределы никто не посмеет. Государственная программа! Звучит почти как «государственная безопасность» 

«Но, - говорят представители старшего поколения, - раньше-то дети грамотнее были. Значит система не так уж плоха. Дело не в программе, а в том, что ее не выполняют». Наверно, это так. Наверно, раньше писали грамотнее. Но если мы хотим, вернуться к той грамотности, нам надо восстановить всю «старую добрую» советскую школу. Всю: с вызовами двоечников на родительский комитет, с письмами в профком по месту работы родителей, с пионерской организацией. Потому что научить грамоте по таким учебниками и по такойметодике можно было только при поддержке пионерской организации. 

И дальше жили б за этой стеной, если б не знать, что есть в принципе другие подходы к изучению языка. «Зараза» пришла вместе с учебниками английского, французского, немецкого языка, изданных на Западе. Наши методисты, не допуская даже мысли о возможности другой методики обучения родному языку, вынуждены были здесь сдать позиции - общественность требовала, чтобы детей учили говорить на языке, а не переводить тексты про «товарища Петрова». И мы получили не просто книжки с красивыми картинками - а другую методику (философию) преподавания языка.

Почитаем методический комментарий к этим учебникам.

Ребенок младшего возраста не имеет естественной мотивации к изучению языка. Поэтому, чтобы ограничить принуждение, мы должны опираться на потребности, свойственные этому возрасту: играть, общаться, выполнять какое-либо дело. И, правильно организованная деятельность - это уже и есть учеба. 

А в изучении родного языка? Существует ли у ребенка естественная мотивацияписать палочки, буквы, упражнения? Хочет ли этого ребенок? «Он делает это с удовольствием в начальной школе», - скажете Вы. Да, ребенок делает с удовольствием все, что ему ни скажет учитель. Но это не значит, что он действительно хочет учить орфограммы, отличать звонкие звуки от глухих, а твердые от мягких. Желание быть послушным и хорошим - это еще не мотивация. И если хотим, чтобы учеба доставляла ребенку настоящее удовольствие, а не его суррогат в виде оценок и похвал, нам не остается ничего другого, как понять природу потребностей ребенка и использовать этиприродные ресурсы. 


Ребенок не мыслит понятиями - он познает мир «на ощупь». Слушая и повторяя, он учится говорить. Читая и переписывая, он учится писать. Абстрактные формулировки ничего не значат для ребенка - но его мышление обладает свойством «глобализировать»: обобщать увиденное и услышанное, приводить в порядок полученные факты, выстраивать из единичных ощущений структуры.

Разве это касается только изучения иностранного языка? Ребенок учится говорить без всяких правил: слушая, запоминая, повторяя. Разве это не есть изучение языка «на ощупь»? Ребенок не только повторяет услышанное, он говорит сам – значит, он усвоил весьма сложные грамматические структуры (род, время, падеж, склонение, порядок слов в предложении...) Кто пятилетнему ребенку давал уроки синтаксиса, кто учил его фонетическому разбору? И что было б, если б мы взялись его учить говорить? 

Обращение к западным методикам не означает призыва преподавать русский язык как иностранный. Смысл в другом: нужно (и можно) сделать шаг в сторону. Не заниматься перегруппировкой учебного материала - а искать другие основания обучения языку. 

* "Французской заразой" назвала Екатерина II идеи свободы и равенства, пришедшие в Россию в эпоху Французской революции 1789 года.


Comments

( 14 comments — Leave a comment )
ekimov
Apr. 24th, 2012 07:16 am (UTC)
Насколько я понимаю, русский язык вообще нелогичен (как и любой другой из естественных языков). Поэтому и возникают малопонятные правила, которые приходится изучать школьникам. А также споры насчёт запятых, возможные даже среди филологов или преподавателей.
kikimorra
Apr. 24th, 2012 07:48 am (UTC)
В принципе несомненно да. Учить русскому надо как-то ещё.
Меня только смущает параллель с обучением говорить на родном языке. Это всё-таки происходит в первые годы жизни, когда все когнитивные процессы гораздо активнее, а в-вторых, у человека есть генетическая предрасположенность и специальные центры в мозгу для усвоения и использования языка. Вслух. А навык письма - это уже совсем другая история. Т.н. врождённая грамотность - как раз и есть результат эмпирического обучения письму, но не все дети могут почерпнуть структуру из эмпирических данных.
По-моему, проблема с тем, что человек после шклы не может ничего написать - она не оттого, что мотивация для рисования чёрточек была недостаточной, а оттого, что это по сути две разные вещи: уметь писать (излагать свои мысли) и уметь писать правильно (расставлять запятые). И второму в школе учат, точнее, пытаются, а вот первое идёт лесом, даже если заявлено в программе, потому что ежу понятно, что училке совсем неинтересно читать наши сочинения. в младшей школе ещё бывает, особенно если учительница молодая, ей всё в новинку, ой, здорово, такие маленькие, а пишут! А в средней уже всем лишь бы соответствовало тому самому формату.
desreiniger
Apr. 24th, 2012 08:54 am (UTC)
Да, сейчас вспоминаю, что в 5-6 классах (а это было, соответственно в 1955-1956) я с большим воодушевлением писал грамматические упражнения и думал, что это понравится пожилой, заслуженно учительнице. Но она смотрела на это равнодушно-иронично: и чего выпендривается?
chudny_barin
Apr. 24th, 2012 08:15 am (UTC)
Это болезнь любой общеобразовательной школы – и иностранные языки хороши только «в сравнении с…»
Единственный реальный принцип обучения - «делай, как я». И здесь русскому не повезло.
Даже в обычной школе преподаватель математики решает примеры на доске вместе с учениками, учитель истории рассказывает о ней - и в этот момент он «вместе» с учениками.
Вы когда-нибудь видели, чтобы учитель русского писал упражнения или, тем более, сочинение - вместе с учениками? Я - нет.

Петр I был спорной личностью – но он, видимо, знал, что научить проще всего личным примером. Поэтому - и «Царь-плотник», поэтому и смог сделать столько всего.
desreiniger
Apr. 24th, 2012 08:27 am (UTC)
Мне представляется, что это умение,воспринятое ребёнком к моменту поступления в школу на генетическом уровне, далее не развивается или даже сходит на нет потому, что необходимое для этого овладение риторическим искусством пока должно приобретаться детьми "про запас" - ввиду отсутствия после катастрофичного для России XX века положительного и общепризнанного социального идеала. Да, формально мы признаём, что ребёнок должен формулировать и высказывать свою позицию; но эта практика редко доходит до обретения им умения определённо говорить "нет" и противопоставлять себя большинству и начальству. А как же "соборность": установка не решение всех вопросов "миром", которую будет проводить православная церковь,достигнув искомого влияния в школе? Знание же социальных идеалов XIX века, дворянско-разночинных, само по себе не может помочь детям в выборе путей в современном обществе. Нынешнее положение осложнено ещё и тем, что дети в своих ожиданиях инстинктивно настроены на социальную позитивность; мы же в наших раскладах на начавшееся десятилетие не можем обещать им ничего определённого. Так школа становится средоточием общесоциальных проблем...
mara_dn
Apr. 24th, 2012 02:01 pm (UTC)
Вообще у нас тоже есть очень приличные методики. Методика Соболевой, например.
Отличные учебники и тетрадки к ним.
Вот только никому нах не надо новых методик. Посему нигде ее учебники в официальную программу не входят.
eliabe_l
May. 17th, 2012 09:33 pm (UTC)
Мое первое образование - филологическое. И я работала одно время в Испании преподавателем русского языка как иностранного. Дочь моя родилась в Испании, я всегда с ней говорила по-русски, читала ей книжки, пела песни, учила с ней стишки, смотрела фильмы. И, конечно, была очень внимательна к тому, как она овладевает русским языком.
Так вот, мои впечатления не вполне соотвествуют вашим: во-первых, по моим наблюдениям пятилетний ребенок еще не владеет полностью всей глагольной системой русского языка, по крайней мере, двуязычный ребенок. А во-вторых, нельзя сказать, что он овладевает языком полностью без правил. Матери очень часто правят произношение, правильность высказывания. Я говорила (и слышала, как другие матери говорят то же): "Повтори, кая я. Смотри мне на губы, как я говорю это слово." Если дочка делала языковую ошибку в ответе, я повторяла ее предложения в своем ответе, исправляя.
Дети тоже учат по правилам, просто эти правила иначе преподают, чем в школе.

Но главное мое сомнение связано с фразой о величии русского народа в связи с созданием языка, который нельзя выучить. Уверяю вас, - можно. Мне не раз приходилось встречать людей, которые говорили по-русски, как носители языка.
Выучить можно любой язык хорошо, хоть это и непросто. И русский никак не сложнее других важных языков Европы.

Edited at 2012-05-17 09:35 pm (UTC)
pavlopetrovich
May. 23rd, 2012 02:06 pm (UTC)
Методик на самом деле масса, одна лучше другой (это без малейшей иронии). Но практика показывает, что многие методики привязаны к личности - и не работают в другом исполнении. Это как элементы в фигурном катании - все их исполняют по-разному. Главное, на мой взгляд, в соблюдении учителем языка нескольких правил, а именно:
1) всегда помнить, что "в начале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог". Слово, а не орфограмма...
2) "словесность" как интереснейший предмет, позволяющий наиболее полно познавать окружающий нас мир, легко становится "словесами", когда забыто первое из этих правил.
Так что все не так сложно, если задуматься. Ну, и еще один нюанс. Каждый словесник обязан быть поэтом и писателем - это поможет ему привить эмоциональное восприятие текстов ученикам. И, возможно, не будет столь важным, знает ученик, что такое четырехстопный ямб, или нет...
lugermaxotto
Oct. 1st, 2012 12:47 pm (UTC)
То есть есть авторские методики, но нет технологий? Точнее, нет возможностей для использования старых технологий?
Это я так, рассуждаю:
Можно ли адаптировать старые технологии к нынешним реальностям? Тут же не водяное колесо на электродвигатель заменять, тут другое. Кстати- что именно?
Можно ли сделать из авторских методик- ну хоть из какой- технологию- ну хоть одну?
Или- раз пошла такая пьянка, режь последний огурец- плюнуть и начать рисовать схемы для создания технологий с нуля? Раз изменилось общество по куче параметров, встроенные системы обеспечения функционирования общества должны меняться, сие азбука.
Весёлый выбор- то получается.
rustam_kurbatov
Oct. 2nd, 2012 12:29 pm (UTC)
Согласен.
lamaalex
Oct. 1st, 2012 08:03 pm (UTC)
Все болезни дисциплины "Русский язык" в школе от того, что она пытается совместить в себе две чрезвычайно важные, но различные задачи, о которых здесь уже упоминали: умение излагать оригинальные мысли на письме (так называемое развитие речи) и умение писать правильно. При этом первое оказывается на периферии практического планирования и проводится формально, а второе стремится к экспансии в календарно-тематическом пространстве. И всё это происходит на фоне сокращения учебных часов.
На мой взгляд, требуется либо разделение дисциплины на две (условно говоря, "Риторику" и "Русский язык"), либо увеличение доли часов на развитие речи. Именно в последнем разделе требуется методический прорыв, результаты которого заинтересуют школьников. В то же время существует опасность превращения собственно "Русского языка" в пыточный предмет с огромным количеством теории и однообразными упражнениями.
К сожалению, многие ученики не понимают важности умения писать правильно. Им этого никто не объясняет - только требуют зубрёжки правил, начётничества. Цель всего этого труда от них ускользает. А цель проста. Это гармоничное сочетание содержания и формы письменного текста, гарантирующее обеспечение скорейшего восприятия и узнавания слов и синтаксических конструкций и наилучшего понимания потенциальным читателем заложенных в речевом произведении смыслов.

Edited at 2012-10-01 08:04 pm (UTC)
rustam_kurbatov
Oct. 2nd, 2012 12:22 pm (UTC)
Согласен!
egovoru
Jan. 13th, 2013 05:23 am (UTC)
Вы замечательно сформулировали существо дела, но проблема именно в том и состоит, что обучить правильно писать надо еще в том возрасте, когда ребенку трудно понять, зачем это нужно - потому что потом добиться этого будет уже гораздо труднее. Примерно как с обучением балету, разве нет?..
elena_ermolova
Oct. 3rd, 2012 06:26 am (UTC)
Учительница пишет на доске (при помощи проектора выводит на экран) свои реплики, дети пишут ей на листках бумаги. На уроке ни слова не произносится вслух. Веселое живое беззвучное общение. Оценок множество - кивки, улыбки. К концу урока на большом листе создан коллаж из записок, можно дописывать и доклеивать. Старые листы висят на стене, любители исправлять чужие ошибки не дают о них забыть.

По классу ходят тетради, это начатые истории. Каждый дописывает за пять минут сколько успеет, после истории зачитываются.

Гордость каждого - его конспекты. Интересны темы, книги, фразы, рисунки. Ими обмениваются, о них говорят. Иногда дополняют свои копиями других. А еще есть папки с перепиской. Не записочки, которые летают на уроке между партами, а нормальные длинные письма о насущном.

О какой технологии может идти речь, если все это мгновенно превращается в скучные задания и во фронтальный опрос, как только исчезает доверительное общение?

Как поддерживать смелые свободные действия учителя, если он в любой момент может быть осужден кем угодно и за что угодно? И легче всего осуждать на русском языке, здесь же любой текст - письменное признание.




( 14 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek