?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Свобода для учителя - в возможности говорить, что думаешь и учить детей, как считаешь нужным.  Что на правовом уровне закрепляется в понятии «программа курса».  Итак, насколько свободен учитель в составлении этой самой программы?



Четверть века назад, в ту далекую крепостную эпоху, ясно дело, свободы не было. Была  Единая Программа: и инспектор из Москвы знал, что  к изучению правописания корней «раст» - «рос» учащиеся великой страны приступают в среду второй недели ноября, в 11-40.

Потом началась Эпоха Великих Реформ.  Учителя почувствовали свободу и стали чуть-чуть отходить от Программы.  Чиновники забеспокоились: «Не дадим разрушить единое образовательное пространство! Соблюдение прав ребенка при переходе из одной школы в другую!»

А тут еще и обсуждение Госстандарта. И, поразительное дело, этот стандарт казался шагом вперед к освобождению. Государство проверяет только результаты, результаты «на выходе»! А что, как и в какой последовательности – решает сам учитель. Свобода! Подтвержденная Законом:

«Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно» (Закон об Образовании, статья 14, пункт 5)

Самостоятельно  - это означает, без согласования с управлениями, департаментами и министерствами. Без методистов и экспертных советов. Школа сама утверждает программу курса!  Ограничение одно –  «на выходе», то есть в конце 9 и 11 классов должен быть выполнен  «госстандарт».

На протяжении 15 лет мы имели ПРАВО – закрепленное в  Законе – говорить и делать то, что мы считаем нужным.

Осознали ли мы это право? Успели ли воспользоваться? Или просто переписывали и ксерили к началу каждого года старые программы и поурочные планы?

Мы ксерили и ксерили, и наконец… Управленцы осознали, что тогда, в 1991 году, со свободой хватили через край.  Как это, школа сама утверждает программу?

И вот, пять лет, назад в 5 пункт 14 статьи  Закона об образовании была внесена поправка:   

«Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами.  (п. 5 в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)»

Написано не просто, давайте еще раз… Итак, школа сама составляет программы… Но, позвольте, откуда взялась «примерная образовательная программа» и что такое «на основе» этой программы?

«Примерная программа» - это та же, извините, Государственная. Для справедливости: по каждому предмету есть несколько государственных программ.

Что такое «на основе» никто не знает. Методисты говорят стыдливо: «Можешь менять треть материала». Менять – это значит «переставлять местами», «заменять на другой материал»? Да и где написано про эту «треть»?  А много ли будет смельчаков-энтузиастов, меняющих эту «треть», понимая, что именно это и вызовет особый интерес инспектора.

Нет, лучше уж спокойно и по старинке. Возьмем готовое планирование и отксерим его.

А ведь это, несмотря на иронический тон, очень серьезный вопрос. Если у учителя есть возможность «составлять программу», пусть даже он не будет пользоваться этой возможностью – все-таки это надежда на то, что в школе будет хоть немножко жизни, хоть какое-то движение мысли. В противном случае - только  бездумное и бездушное следование букве инструкции.

Это кризис. Посерьезнее финансового.

Так вот после 15 лет свободы, которой мы и не заметили почти, мы вернулись к своему прежнему крепостному состоянию.  Вот нам всем и Юрьев день.



Comments

( 2 comments — Leave a comment )
pyatochky
Apr. 20th, 2012 10:10 am (UTC)
а как вы считает много ли таких учителей, которые хотят написать авторскую образовательную программу. что-то мне подсказывает, что таковых единицы... Одной возможностью положение не поправить.
rustam_kurbatov
Apr. 21st, 2012 10:26 am (UTC)
К сожалению,немного. Но возможность- дело хорошее.
( 2 comments — Leave a comment )