?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Если одной фразой нужно было сказать, в чем отличие нашей школы, я бы сформулировал этот так: «Мы пытаемся сделать, чтобы образование строилось на познавательной активности ребенка».

Или проще: Чтобы в основе всего лежали детские вопросы.

Пока методологи спорят о содержании образования, спросим ребенка: «Что тебе интересно? Что ты хочешь узнать?» Саша, моя старшая дочь, лет пятнадцать назад  составила  вот такой список:

 

Почему некоторые люди любят зиму, а некоторые – лето?

Что раньше появилось на Земле: люди, звери или деревья?

 

Почему зимой с деревьев  опадают листья?

Что раньше появилось на земле: птицы или морские животные?

Как люди одевались, когда они не умели делать одежду?

Из чего люди строили дома, когда не было кирпичей?

Как люди путешествовали, когда не было машин и автобусов?

Как люди узнавали, что  делается в других странах, когда не было газет?

Как люди узнавали время, когда не было часов?

Почему мыло и шампунь моют?

Почему птицы летают?

 

Эти вопросы содержат в зачатке все школьные науки: и историю, и психологию, и биологию, и химию.

 

Как круги на воде от брошенного камушка – от каждого ответа рождаются новые, более взрослые и трудные вопросы.

 

Конечно,  можно стать образованным человеком, без вопросов, хорошо выполняя хорошую программу.

 

Но здесь что-то другое: свои вопросы ярче и сильнее сильных программ. Из глубины сознания или подсознания наружу выходит что-то настоящее:  интерес, желание.

 

Более того. В этом есть что-то очень полезное для развития личности, для душевного здоровья.  Ученик не просто выполняет волю другого человека – а делает то, что для него имеет значение и смысл.  Его действия становят о-смысленными и со-знательными.

 

Вот она, свобода.

 

Если б нам удалось выстроить систему образования таким образом, из  школы выходили бы Здоровые и Счастливые люди.