?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Глава из книги "Школа, где можно ходить на уроках..."


Легко составили программу курса по естествоведению. Спросили детей, что им интересно было бы знать. Они за сорок минут выдали по два десятка вопросов  – вот тебе и программа курса.

А по истории? За редкими случаями, дети не задают просто так исторических вопросов. Это и понятно: им ближе по возрасту домашние животные и дикие звери, чем гладиаторы и рыцари.

Чтобы получить исторические вопросы, надо спровоцировать детей.

Итак,  в ваш класс приходит (а может, прилетает) мальчик (а может, это девочка) из другой эпохи.  На Машине времени. Не так важно, из какой эпохи. О чем бы вы спросили его (ее)? Ну, кроме вопросов типа «как тебя зовут»?



Первые вопросы, ясное дело, были про школу: «А строгий ли у тебя учитель? Много ли домашнего задания? Помогают ли родители делать домашнюю работу?»

А потом пошло: «Как вы живете без техники? Не голодаете ли Вы? Какой у вас Бог?»

Дети очень любят всяческие анкеты, опросники и «дневнички». Так вот, у нас получается Анкета для друга, который прилетел к нам на Машине Времени. Далее – примеры вопросов из такой анкеты. Это вопросы 3б класса.

Римма Б:

Учат ли вас в школе, как надо воевать?

Есть ли у вас домашние животные?

Есть ли у вас телевизор?

Кирилл Ф:

Где работают твои родители?

Какой у тебя дом?

Где ты делаешь уроки?

Валера П:

Во сколько лет твои папа и мама поженились?

Сколько у тебя уроков в день?

Какая у тебя семья: богатая или бедная?

Даниэль И:

Насколько трудное у вас домашнее задание?

Много ли газет вы делаете в вашей школе?

Любят ли тебя девочки в школе?

Никита П:

Что вы знаете о космосе?

Верите ли вы в темную магию?

На какие оценки ты учишься?

Леня С:

Верят ли ваши люди в рай и ад?

Трудно ли люди зарабатывают деньги?

Ты хорошо себя ведешь или плохо?

Ваня З:

Есть у вас король?

Много ли у тебя друзей?

Какие у вас есть машины?

Сергей Ш:

Легко ли жить без техники?

Были ли у вас игры, если «да», то какие?

Нравится ли тебе наша (современная) еда?

Лиза П:

Есть ли у вас Бог?

Прилетали ли к вам инопланетяне?

Есть ли у вас люди, которые изучают космос? Что они узнали?

Настя Я:

Ты путешествуешь?

Как ты одеваешься?

Вы живете хорошо или голодаете?

Вот такая История получилась… Не история великих правителей и великих войн – а история повседневной жизни человека и его видения мира. То, что в университетах называется Исторической (культурной, социальной) антропологией.

Что делать дальше? Сгруппируем эти вопросы вокруг десятка тем:

ШКОЛА

СЕМЬЯ

ЕДА

ОДЕЖДА

ТЕХНИКА

ПОЛИТИКА

КОСМОС

БОГ

Каждая тема включает несколько десятков детских вопросов - вот и есть программа курса.

А ведь у нас получилась Универсальная Анкета: эти вопросы можно задавать и древнему китайцу, и античному греку и средневековому человеку… Эта Анкета может пополняться новыми вопросами в течение года.

Можно сделать и по-другому. Можно задавать вопросы человеку определенной эпохи. Восьмиклассников попросили задать вопросы русскому крестьянину XIX века.

Максим С, Павел Т.:

Как крестьяне относились к беглецам на Кавказ?

Как крестьяне относились к язычникам? Были ли в деревне колдуны?

Какие у крестьян были понятия по поводу войны? Считалось ли тогда убийство грехом?

Как крестьяне отдыхали и развлекались?

Имелись ли у крестьян между собой торговые отношения?

В каком возрасте вам можно было жениться или выходить замуж?

Существовали ли в деревнях школы?

Как относились к царю в деревнях?

Были ли случаи, когда дети перечили отцу?

В какие игры вы играете в свободное время?

Какая у вас была мода?

Чем занимались дети в маленьком возрасте?

Каким образом строили дом?

Аня С, Настя К:

Почему у крестьянской молодёжи был лишь один месяц свободы и «гулянки» (во время сенокоса)?

Почему бы не сделать гуляния раз в неделю (в месяц)?

Со скольких лет дети были пригодны для хозяйственной работы?

Во сколько лет девушки имели право выходить замуж и встречаться с молодыми людьми?

Стригли ли девушки волосы? Пользовались ли они какой-либо косметикой?

Думали ли крестьяне о будущем? Стремились ли они к усовершенствованию в одежде, хозяйстве?

Были какие-нибудь изобретатели в деревне?

Знали ли крестьяне о коммерции, политическом строе в России? Что они думали об этом?

Крестьяне всю свою жизнь жили в деревне или какие-нибудь особо одаренные люди пытались пробиться в высшие слои общества России, жить и работать именно там?

Знали ли крестьяне об обустройстве мира, планеты, Вселенной?

Знали ли, что Земля круглая, что она движется?

Догадывались ли простые люди о существовании других стран?

Были ли конфликты между соседними деревнями или между семьями? Как разрешали эти проблемы?

По большому счету, у нас получился полный курс истории. Ведь вопросы о косметике и объеме домашнего задания – это так,для раскачки. А потом идут более сущностные вещи: о времени, пространстве, космосе, смысле жизни. Наши вопросы могут перекрыть все пространство школьного исторического курса.

Но с одной оговоркой: дети не будут спрашивать о конкретных событиях – о «событийной истории» - о войнах и правителях. Что ж, можно добавить к нашим сущностным вопросам и эту событийную канву.

Курс  Исторической Антропологии может быть в нашей школе в 1-4 классах.

А в средней школе антропологические темы могут вписаться в курс Истории. Или Антропология может быть автономным курсом.

Одна сложность: нет детской литературы по Исторической Антропологии. Что делать? Или учитель сам рассказывает, отвечая на эти вопросы детей. Или вопросы учеников начальной школы отправляются старшеклассникам. Они изучают книжки и  приходят в начальную школу с готовыми рассказами – приходят в роли тех самых «друзей из другой эпохи»! Может, даже в костюме другой эпохи.

Удивительная вещь: Школа учит всякой всячине, стыдливо обходя важные для подростка вопросы. Так уж ли важно знать дату Второй пунической войны и родословную Рюриковичей?

Историческая Антропология - это Другая История. Она проводит подростка через смыслы, выработанные другими культурами, разрывая глянцево-гламурный круг его мировоззрения. Она дает возможность выбора – то есть возможность быть свободным (к чему и стремятся все подростки). Позволяет почувствовать себя то древним греком, то средневековыми европейцем, то китайцем эпохи Мин...

Человеком Культуры.