?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

НЕДОУМЕНИЕ

- Всё! У нас свободное посещение.

- Как свободное посещение?

- Вы должны быть только на первом и на последнем уроке темы. Это обязательно. Все остальное время будете заниматься сами по себе, и приходить и сдавать мне материалы.


Не верят! Пришли на третий урок:

- Рустам Иванович! – спрашивает Дима. – А вот это правило… свободного посещения все еще действует, или вы уже подумали его отменить?

- Действует. Вы можете быть там, там и там – работайте! А сюда приходите, только, когда что-нибудь сделаете и захотите это обсудить.

Без обсуждения со мной все равно ничего не получится. Не забывайте: в школе главный – учитель (шутка), и только за круглым столом, вместе с учителем можно начать думать. Этот круглый стол – как мясорубка, где все перемалывается, переваривается, и из прочитанных книг, фильмов, интервью складывается что-то новое.



Левые педагогические радикалы говорят, что ребенка надо пустить полностью на самотек, и пускай он делает что хочет, и пишет свои диссертации.

- Дети, вы хотите вообще так… на самотек?

Они смотрят на меня с недоумением.

Честно говоря, ничего лучше человечество не придумало, чем общение учителя и ученика. При условии, что это действительно разговор двух заинтересованных сторон. Должно быть интересно и мне, и ему. Поразительно, как из такого простого и  радостного дела, как встреча Взрослого и Ребёнка, люди сделали самое невыносимое и тягомотное мероприятие, называемое школой? И второй вопрос: как из этого состояния вернуться назад, к простому и радостному общению?

- Только после того, как ты что-то прочитал, посмотрел, взял интервью - ты приходишь ко мне.

Мы садимся за круглый стол – это пир, пиршество духа! Ты расскажешь, что прочитал, увидел и услышал, мы будем задавать друг другу всякие хитрые вопросы, вместе искать ответы.

Самое главное, всю черновую работу они сделали заранее. Школа ведь только и занимается, как черновой работой – пересказом текстов. Это не ко мне. Пересказ текста – это друг к другу. Володя работает с Максимом в группе. Леня читает про выращивание риса в Древнем Китае текст, который называется «Чудо рисовых плантаций».

Кстати, вы знаете, почему в китайских ресторанах не подают говядину? Почему китайцы так мало едят мяса? И почему в Китае даже в средние века плотность населения была выше, чем в Европе? И почему там на протяжении тысячелетий, в то время, как Европа дробилась, объединялась и вновь дробилась, существовала единая империя? Всё дело в рисе… А почему в средние века в Европе сеньору на стол давали лучшую часть туши, а именно переднюю правую часть?

Вопросы ставят сами ученики. Потому что всю обычную работу они сделали уже там, в коридоре. Леня рассказал Диме о рисовых плантациях. Дима сказал: «Да, текст меня захватил». Дима достаточно серьезный молодой человек. И, в свою очередь, рассказал о том, как сервировали стол в средние века в Европе.

Все они уже обсудили. Это – их работа. Я не спрашиваю содержание текста. Только – есть ли у вас какие-то вопросы?

Потому что высшее проявление интеллекта (мышления) – это умение задавать вопросы. Что вас удивляет, что вам показалось странным в том фильме, который вы посмотрели? Что у вас вызывает недоумение? Недоумение – вот, пожалуй, ключевое слово. С этим недоумением мы и работаем на Круглом столе. Именно для этого нужен этот стол и учитель.

И не правы те «левые радикалы», которые говорят, что можно и без учителя, что дети должны учиться самостоятельно. Самостоятельно можно только научиться читать и перечитывать заново. А чтобы думать – нужен Собеседник. «Правые уклонисты», конечно, тоже ошибаются, когда говорят, что учитель, дескать, это все, и только под его неусыпным взором…

Две недели назад заболел и остался дома. Прихожу в понедельник, а мне говорят:

 – Катя (а Катя у меня самая революционно настроенная девушка. Долго говорила, что все это, Рустам Иванович, полная ерунда, никакого смысла не вижу. В журнал не идет, зачем тогда учить.). Так вот, Катя сидела 2 урока и по своему плану читала книжку.

Учителя нет, а они продолжают учиться. Вот так.

МЕДЛЕННЫМ ШАГОМ

Нормальный директор нормальной средней школы скажет: это утопия и буржуазная блажь. Подумаешь, двенадцать человек в классе!

Думаю, то же самое можно сделать и с тридцатью. В некотором смысле в государственной школе даже проще, там дети более послушны и усидчивы. Но не нужно революций. Нельзя сегодня прийти и сказать – ты идешь в библиотеку, ты в коридор, ты печатаешь, ты записываешь, а вы работайте в паре. Будем двигаться потихоньку. Начинать с очень простых вещей.

Сотрудничеству и умению работать в паре надо учить – так же, как, к примеру, учат математике.

Пусть - обычный параграф. Пусть не круглый стол, а парта. Сережа и Катя сидят за этой партой. Сережа читает первую главу параграфа. Катя - вторую. Через пять минут – начинают пересказывать друг другу прочитанное.

Это то, что обычно и происходит с учениками на перемене, когда троечник подходит к отличнику и говорит: «Слушай, быстренько за две минуты расскажи мне содержание параграфа».

На некоторых уроках мы это в школе легализовали и возвели в ранг официальной методики. На самом деле, это очень полезная вещь, и именно с этого нужно начинать. Здесь нет ничего революционного. Просто – у нас сегодня урок, работа в парах. Первый сосед слева рассказывает соседу справа, что он прочитал.

Или вот так. Параграф прочитан. Учитель задает какой-нибудь хитрый вопрос на обсуждение - по любому предмету, от химии до истории. Но задает его не одному человеку у доски (и не всему классу! Задать вопрос всему классу – все равно, что задать вопрос одному: тому, кто ответит первым), а группам детей. Есть в классе 7-8 пар или групп, и каждая получает вопрос и 3-4 минуты на обсуждение.

И только потом  – можно приступать к более сложным вещам. Некоторых учеников - отпустить в библиотеку или коридор, чтобы они читали тексты. Но только тех, кто может это делать, в ком ты уверен.

Терпение, только терпение. Идем вперед, но маленькими шажками.

ЭТО ТВОЕ ДЕЛО

Конечно, дело не в социальной антропологии. Так работать можно и по физике, и по химии. И пусть каждый учитель подумает сам, как дать «свободу» ученику на уроке.

В нашей школе почти так работают и учителя физики, и учителя математики. В начале каждого месяца выдается план работы. Список всего того, что может сделать ученик. С уточнениями: ниже этого опускаться нельзя, вот это – хорошо, а это – очень хорошо. И все. Это и есть делегирование ответственности ученику. 

Самое главное, если постараться все выразить в одной фразе: довести до ученика мысль: «Это нужно не мне. Не нам, учителям и родителям - а тебе! Образование – это твое дело».

Напомню старую педагогическую притчу (дети, не обижайтесь!) о том, что можно отвести коня на водопой, но нельзя заставить его пить. Я, как учитель, могу отвести тебя к самой чистой, вкусной, сладкой воде, по самой красивой дороге, но больше – ничего сделать не могу. Пить будешь ты сам.


                                                       ***

Пятница, начало дня. Устали, не проснулись, не все пришли вовремя. Кстати, сегодня все пришли. Может быть, это как-то связано со свободным посещением?

- Ну, что? Что будем делать?

- Можно обсуждать книгу, фильм…

- Да, еще можно писать интервью! А вы обещали нам свою маленькую лекцию на 20 минут - по поводу того, как русские крестьяне сидели за столом, и как нужно было печь хлеб.

- С чего начнем?

- С утра трудно думать. Давайте с лекции! А там разберемся.

- Что ж, давайте. Только через 20 минут вы мне скажете, что время закончилось, и круглый стол будет распущен.

- А потом что?

- А потом будем обсуждать текст. Что у нас там было?.. Да, а кто хочет – может уже начать писать свой текст (потому что результат каждого нашего обсуждения – это написание текста).

Можете компьютер из дома принести. Сидеть с ноутбуком где-нибудь в коридоре…

Вова заинтересовался

 - На полу?..

Сидеть в коридоре с ноутбуком на полу, во время урока, печатать текст. В Livejournal, кстати, открыт журнал для работ, написанных на уроках социальной антропологии. Называется «Урок, которого нет в расписании». (http://uroka-net.livejournal.com/). Я бы учился в такой школе.



Comments

( 2 comments — Leave a comment )
aime_85
Mar. 28th, 2012 11:06 am (UTC)
Я бы училась в такой школе :)
Спасибо большое, что делитесь своими идеями, наблюдениями и впечатлениями.
na_lugu
May. 23rd, 2012 09:54 pm (UTC)
Замечательный подход к обучению! Счастливые ученики. Растут новые учителя нового "формата".))

(знакомо из методики ММонтессори)
( 2 comments — Leave a comment )