?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ИЗ КЛАССА!

Итак. Сегодня – урок истории. Обычный10-ый класс. Умные лица, добрые глаза. Как и было сказано, 11 человек. Готовы обсуждать фильмы и даже читать книжку. Можно сказать – интересуются. Но – порыва хочется! Душевного.

- Вот вам список всего, что будем делать, на месяц вперед – план работы. Вы можете оставаться у меня в кабинете. Но можете быть и в библиотеке, и в компьютерном классе, в любом месте школы – кроме столовой. Даже в коридоре и на лестничной клетке. Если в библиотеке – читайте, вот 10 текстов. В компьютерном классе – в списке есть 5 фильмов. Прочитаете и посмотрите – можете в коридоре рассказать друг другу и обсудить. Вы можете разойтись по всей школе.



А здесь, за этим круглым столом, остаются только те, кто уже что-то сделал, прочитал, посмотрел, написал. Здесь мы будем обсуждать, рассказывать – думать!

Да, чуть не забыл. Еще, после круглого стола – можете писать свои тексты. То есть, опять в компьютерный класс. Одним словом, работайте. Вон из класса! (Шутка)

А КСТАТИ…

А кстати,  о домашнем задании. Чуть не забыл. Да нет никакого. Домашнее задание, каждый знает – самое тягостное и бесполезное занятие. У нас ученик может сам решить: будет ли он читать, смотреть, писать дома – или прямо на «уроке», в библиотеке или коридоре. Что еще говорить о домашнем задании?

А вот оценка…Пятибалльная система не проходит. Такую сложную работу не оценишь пятью баллами. Как-то, сама собой, вызрела стобалльная шкала. Даю на тему много-много видов работ, каждая из которых весит определенное число баллов, и потом смотрю процент выполнения. У кого-то -  70%, т.е. 70 баллов. 60, 40 – по-разному.

Если уж государство и ждет от нас пятибалльных оценок… (хотя не совсем так – только в выпускных классах по закону об образовании требуются пятибалльные оценки) то нашу стобалльную шкалу легким движением руки превращаем… в пятибалльную. Например – 40, 60 и 80 – вот 3, 4 и 5. А если не ждет - никак не превращаем. По своему предмету никак не перевожу – и все работают.

Правда, месяца два бунтовали:

- Кончайте экспериментировать! – говорят. - Дайте нам спокойно сдать единый государственный экзамен. О родителях наших лучше подумайте, а то волнуются. Кто сказал, что учителя – это самая консервативная сила в школе? Я этого не говорил… Больше всего не хотят перемен сами дети.

Ну да ладно. Главное, чтобы мне, как учителю, было хорошо. Не ставлю оценок – чувствую себя свободным человеком, а не оценщиком знаний.

Тут открываю дверь кабинета, выхожу в коридор. Навстречу - ученик из 5 класса, Тимур. Я у них ничего не веду.

- Рустам Иванович. А правда, что вы ведете в 10 классе предмет (и читает, что у меня на стенке написано) «Со-ци-аль-ная ант-ро-по…ан-тро-по…» А правда, что у кого 80 баллов, вы даете доступ к вай-фаю?

Осторожно на него смотрю:

- Правда.

- Тогда… Вы свободны на следующем уроке?

Я говорю:

- Но десятый класс же!!

- Ничего, попытка не пытка!

Тимур, наверное, решил сдать программу экстерном.

НЕМНОГО ДРУГАЯ ИСТОРИЯ

Вернемся к нашим детям. Мы остановились на том, что я им сказал: «Вон!» и указал на дверь. Пришла пора раскрыть: конечно же, никакая это не история, а социальная антропология. Пока дети ходят по коридору – два слова о том, что это такое.

Наша школа позволила себе некий курс, который мы назвали «Социальная антропология». Нечто среднее между обществознанием и историей, в Европе бы назвали Culture Studies.  Речь идет о том, чтобы изучать обычное, повседневное поведение людей и пытаться его объяснять.

Тема, которая у нас идет сейчас - история еды. Разумеется, не в кулинарном смысле слова – к сожалению, это не урок кулинарии, мы не изучаем рецепты. Смотрим, каким образом еда, питание связаны с другими сторонами человеческой жизни, и какие смыслы и значения тут возникают, и как это все интерпретируется людьми. Я понимаю, что тема – диковинная, и в школах этого не существует пока. Но, тем не менее, у нас она есть.

Итак, тема «История еды». 5 замечательных фильмов, которые называются «У истории на кухне»: как и что ели древние греки и римляне, как питались люди средневековья, какие изменения произошли в эпоху ренессанса и так далее.

Подборка текстов, сделанная учителями нашей школы. О питании и об экономике европейского средневековья и Китая. Самое интересное – интервью с родителями, бабушками и дедушками. Составили анкету. Среди вопросов: «Расскажите, как вы доставали продукты 20 лет назад». Или – «Принято ли было питаться в общественных местах, в кафе, ресторанах?» «Когда вы в первый раз пошли в ресторан?» «Правила поведения за столом: настаивают ли ваши бабушка и дедушка, чтобы за столом все чинно сидели вместе и вели беседу, или каждый обедает, как хочет?»

Вот несколько направлений нашей работы: чтение книг, фильмы, интервью с реальными людьми, родителями и учителями, и написание собственных текстов. 

Как сделать так, чтобы сильные, увлеченные ученики могли работать много, очень много? Как любой учитель, я хочу, чтобы ученик выкладывался. Чтобы дома он занимался моим предметом много часов. Но я не могу его заставить.

А есть некоторые дети, которые занимаются только в урочные часы. И это тоже хорошо. Потому что, естественно, кроме моего предмета, в 10-м классе еще 10 других предметов. И если ученики хотя бы два часа в неделю будут заниматься проблемами «культурного питания» –  это прекрасно. Собственно, я не имею права вторгнуться в их домашнее пространство и сделать так, чтобы они за обеденным столом или во время ужина занимались культурной антропологией.

Как управлять всем этим разнообразием?  Хотят – не хотят, могут - не могут, о настроении не говорим... Вот поэтому и нужен план работы на месяц. С возможностью выбора – свободы!

Почти как меню в хорошем ресторане.