?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Звонок с урока.

- Вы свободны.

Бррр…

Кстати, а можно ли быть свободным до звонка - на уроке?



***

Если бы меня спросили, что самое главное в нашей школе, ни минуты не задумываясь, ответил бы, что это – возможность на уроке ходить и разговаривать. Ведь все знают, что такое школа. Она за последние, пожалуй, 200 лет мало в чем изменилась: ровные ряды, прямо сидящие дети, поднятая рука и необходимость молчать и говорить по очереди. Она возникла в индустриальную эпоху и существует до сих пор.

Наверное, когда-то это было оправдано. Единственный способ в эпоху мануфактур и первых фабрик обучить людей простым навыкам и сделать из них грамотных работников.  Но  сейчас… Этот «фабричный дух» …

Школа занимает в жизни ребенка 6-8 часов, не считая  домашнего задания. Для подростка тяжело физиологически. Да, собственно говоря, для учителей это тоже нелегко. Необходимость жесткой дисциплины и командного стиля. Как еще можно управлять строем?

Когда собрались 20, 30 или 40 детей одного возраста в одном классе  -  классно-урочная система! -  и смотрят на доску. И даже если выходят к доске или говорят с места по очереди, – какая разница? Все равно нужно сидеть и слушать.

Сколько копий было сломано об эту классно-урочную систему! Дескать, Ян Амос Коменский и средние века. Но как иначе?

НУ ПОЧЕМУ МЫ НЕ МОНТЕССОРИ?

У нас, конечно, в классе не 25, а 10-15 человек, да и нет рядов с колоннами. А есть один большой, почти круглый стол, вокруг которого сидят ученики и учитель. Какая роскошь! Невозможная для нашего, а может, и для западного образования. Сидеть за круглым столом с 12-тью подростками, обсуждать книгу или фильм, просто говорить о чем-то. Миллионы детей, наверное, мечтали бы об этом. Да и сотни тысяч учителей. Вот оно, учительское счастье. Ни доски, ни рядов, даже руку не надо поднимать. Можно говорить, по очереди. И, естественно, никаких проблем с дисциплиной. Что еще нужно?

Но… Тут месяц назад получил письмо от Елены Хилтуниен из Финляндии. Елена Хилтуниен, как известно - наша, российская Мария Монтессори. Женщина, которая привела в Россию эту педагогику. Она пишет: «Вот, под Хельсинки открыли новую школу, почти по системе Монтессори. Там нет ни классов, ни уроков, дети сидят в библиотеке или медиатеке, читают, слушают, каждый ведет свою тему - как бы маленькую такую диссертацию. А как кто готов представить какой-то материал -  подходит к учителю-консультанту и рассказывает.»

Вот, казалось бы, последовательное и радикальное решение вопроса классно-урочной системы!

Я задумался. Черт побери, 20 лет пытаемся сделать альтернативную школу, а продвинулись всего лишь на несколько шагов. Ведь все равно есть и уроки, и общие занятия. А тут – вот оно! Свободное образование! Гуманистическая педагогика! Каждый сам по себе, каждый делает, что хочет... Ну почему у нас не так? Ну почему мы не Монтессори?

В выходные не мог успокоиться, все думал об этом. В понедельник – говорю любимым девятиклассникам:

- Все, дети. Не буду я больше проводить у вас общих уроков. Сейчас каждый человек пойдет в библиотеку, выберет себе тему, кто какую хочет, и…

- Вы что? - сказали хором девушки, Настя, Катя, Диляра и Полина, –  вы что это, Рустам Иванович, с ума сошли? Это как же, теперь мы и не посидим уже за этим круглым столом?

В голове – полный раскардаш. С одной стороны – чувство блаженства и счастья, когда они все сидят, и мы обсуждаем книжку, и я представляю себя если не профессором Оксфорда, то, во всяком случае, аспирантом российского гуманитарного университета, который ведет семинар с 10 заинтересованными студентами. А с другой стороны – хорошо, когда каждый сам выбирает: фильм посмотреть, книгу почитать…

ВЗГЛЯД С ПОСЛЕДНЕЙ ПАРТЫ

Да, конечно, урок может быть хорошим, очень хорошим, даже совершенным. Казалось бы, чего менять?

Но посмотрим на это с другой точки зрения. Я, как директор, вхожу в класс, пристраиваюсь в уголке и смотрю на то, что происходит, с последней парты. Вот она – другая точка зрения.

И череда хороших, очень хороших, совершенных уроков, мало связанных друг с другом, куда дети идут без возможности выбора и без проявления собственной инициативы, а с необходимостью главным образом слушать рассказы (пусть даже очень интересные) учителя – все это уже не так хорошо.

И что ж ждать от ученика увлеченности, самоотдачи, душевного порыва?



Comments

uuvasilev
Mar. 24th, 2012 05:13 pm (UTC)
Как же продвинуться, когда вам учеников еще к ЕГЭ по обществознанию готовить? Куда ж нам без обществознания...