rustam_kurbatov (rustam_kurbatov) wrote,
rustam_kurbatov
rustam_kurbatov

Живопись эпохи Мин

Лет десять я готовлю старшеклассникам одну тему и всё никак не дохожу до нее. Хочу показать китайскую живопись и рассказать о китайских садах. Я, конечно, не искусствовед-синолог, но прочитал по теме много и, кажется, что-то понял.

Но представлю себе: вбегают взмыленные эти футболисты после звонка, а им – ага! – 24 вида камней и 38 сортов пиона… Опасаюсь.

И вот я, кажется, понял, с какого бока подойти.
Мы много путешествуем: зимой были в Ростове Великом, в мае – ходили по черногорским горам. И я, и некоторые из них - фотографируем.

Посмотрим вместе фотографии наших монастырей и адриатических берегов и поговорим: какие фотографии кажутся удачными, нравятся, и почему…

Постараемся понять, почему «нравятся». Что такое красота? Это ведь непросто словами сказать, чувствовать надо: здесь камня слишком много, тут неба не хватает, то слишком банальный вид, то почти как на открытке.

А здесь удалось: схвачено мгновенное состояние вечно меняющегося бытия. Камень и вода, лес и небо, колокола и следы на снегу – все это как-то соответствует друг другу. Подросток, сумевший увидеть это на фотографии, поймет и картины мастеров эпохи Мин.

А потом почитать фрагменты китайских авторов об искусстве: о том, как надо созерцать сад, как наслаждаться пением птиц и о других радостях жизни.

Начинаю понимать мысли Владимира Соломоновича Библера, говорившего, что мы изучаем не историю искусства и культуры - а то, что в современности есть от других культур.

В каждом из нас есть и древний грек, и средневековый европеец, и даже китаец классической эпохи. Вот и сформулировался сам собой смысл гуманитарного образования в школе: пробудить в себе голоса (видения мира) людей другой культуры.
Tags: историческая антропология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment