?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Больше половины слов в нашем языке пишутся не так, как слышатся. Ребенок пишет, «как слышится» (естественно!) – вот и причина безграмотности.

Два пути: или выучить сто правил или научиться писать «как пишется».



Ученик читает текст, произнося слова не так, как они читаются обычно – а как они написаны. Проговаривает слова. Зачем? Правильное написание запоминается на уровне моторной памяти (мышцы гортани, губы). Кроме этого подключена зрительная память – ребенок внимательно смотрит на текст (отдельные слова) и старается запомнить правильное написание.

После этого он берет страницу с тем же текстом, но в некоторых словах буквы пропущены. Задача – «реставрировать» текст. Ученик заполняет пробелы, потом сам проверяет работу, сравнивая «отреставрированный текст» и оригинал.

Работать можно и всем классом, и по группам, и в индивидуальном режиме.

В классе есть подборка текстов для «реставрации» - разных по жанру и по уровню сложности. Ученик выбирает карточку, садится за парту, читает текст, потом откладывает оригинал в сторону и приступает в «реставрации»; закончив работу, он самостоятельно проверяет ее, выставляет результат (например, 87 баллов из 100 возможных), при необходимости дает текст на проверку учителю.

Карточки для «реставрации» разные: фрагменты литературных текстов (из любимых детских книг) и карточки со словами, специально подобранными на определенную орфограмму. Карточки с фрагментами текстов – это почти игра! – особенно хороши для того, чтобы пробудить желание работать. Карточки с подобранными словами – для тех, кто осознал, что писать надо грамотно.

Это не означает, что мы никогда не скажем детям, что есть предлоги и приставки, причастия и наречия. Грамматические структуры возникнут тогда, когда ученики почувствуют необходимость в них, когда они начнут видеть закономерности и поймут, что знание правил облегчает работу.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
ekimov
Feb. 10th, 2012 10:26 am (UTC)
Правильно! Практика сначала, теория позже.
rustam_kurbatov
Feb. 14th, 2012 11:25 am (UTC)
Конечно!
mara_dn
Feb. 10th, 2012 01:22 pm (UTC)

С дисграфиками и дислексиками это не работает. Я на себе проверяла многократно. Я могу прочесть, могу отреставрировать текст, а сравнить его с оригиналом - нет. Я не увижу ошибок. Особенно сразу после работы с текстом. Через пару дней, а лучше через неделю - увижу практически все. Сразу - нет.
В случае с дисгафиками работает только знание правил на все случаи жизни и умение их применить в режиме "не просыпаясь".

marinaal
Feb. 10th, 2012 07:32 pm (UTC)
Почему же только на уровне визуальном и на уровне моторики? А слуховой? А сенсорика? Неужели Вы не встречали людей, которым, чтобы написать правильно слово, надо "поводить рукой"? И становление навыка грамотного письма - строго индивидуально. Кто-то схватывает "на лету", кто-то рисует ассоциативные картинки, а кому-то непременно нужен медленный и упорный путь повторения.
iva_avi
Jul. 30th, 2014 01:25 pm (UTC)
со многими безграмотными детьми этот подход не работает, т.к. они чудесным образом вставляют буковки в слова (особенно, если они обусловлены правилами), но при написании диктантов и свободного текста, они беспомощны, т.к. не могут заметить те самые слабые места, в которых требуется внимание. Для этого хороша обратная работа - не расставлять буковки, а "дырявить" текст. И, конечно, для детей без чувства языка очень важны правила и состав слова.
( 5 comments — Leave a comment )