?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Писать как пишется

Итак, ребенок пишет: что хочет, когда хочет, сколько хочет. Письмо превращается из образовательной повинности в дело приятное и радостное. И это не просто переписывание упражнений, а выражение мысли.
Но… Можно ли писать свободные тексты и в итоге стать грамотным человеком? Школа знает одну дорогу к грамотности – через правила и исключения. Есть ли другие пути?

Что такое «правило» в языке? Описание некоторой закономерности – необходимое в общении филологов друг с другом. Часто это описание бывает столь сложным, что его не может понять даже взрослый человек.
Почему надо писать «о борьбе» с мягким знаком? «В середине слова буква «ь» пишется … между двумя мягкими согласными только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким».
Вы еще удивляетесь безграмотности наших детей?
Мы пишем «о борьбе», потому что мы просто «привыкли» к правильному написанию: видели сотни раз это слово и десятки раз писали его своей рукой.
Хорошо писать можно не зная правил (или почти не зная их). Так же, как можно хорошо говорить, не зная, как образуются звуки в гортани. Кататься на велосипеде, не зная законов динамики и формулы равноускоренного движения. Или говорить по телефону, не понимая устройства этого аппарата.
Писать по правилам невозможно. Для этого надо в голове с немыслимой скоростью перебирать сотни орфограмм перед тем, как написать одну единственную букву, которая «плохо слышится».
Но как иначе? Кроме словесно-логической памяти, которая используется для запоминания «правил», существуют и другие виды памяти: двигательная и образная.
Двигательная (тактильная, кинестатическая, мышечная, моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизводство различных движений. Когда мы пишем слово, рука запоминает написание букв – часто даже взрослый человек, чтобы вспомнить правильное написание, пишет слово на бумаге. Когда мы читаем текст, используя так называемое «орфографическое чтение» (читаем «как написано», проговариваем как бы по буквам), наш артикуляционный механизм запоминает звучание слов.
Образная (зрительная, визуальная, наглядная) память – способность запоминать картинки. Ресурс этой памяти, по-видимому, бесконечен (кстати, «по-видимому» - это то, что видишь). Человек способен запоминать, хранить, узнавать бесконечное множество картинок, и психологи сравнивают человеческий мозг с бесконечным архивом фотографий. Зачем знать правило написания слова «борьба», если любой ребенок с первого раза запомнить это слово – как образ, как картинку? Этот вид памяти развит у ребенка лучше, чем у взрослого, и мы можем пользоваться этой возможностью.
И это свойство – мыслить картинками (образами) – было хорошо известно и до возникновения когнитивной психологии:
«Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать».
«Покажите ребенку картинку – и он заговорит».
И, наконец, китайская пословица: «Услышал - забыл, увидел - запомнил, сделал – понял».
Эти два вида памяти и, соответственно, два вида мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное, - связаны с деятельностью правого полушария головного мозга, которое, как утверждают нейрофизиологи, доминирует у ребенка младшего школьного возраста.
Тактильная и зрительная память – альтернатива логическим конструкциям (правилам). Дело за малым - нужны конкретные методики, опирающиеся на эти механизмы запоминания.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
open_2
Feb. 2nd, 2012 07:27 am (UTC)
Письмо как выражение мысли
Это, по-моему, то, на что делал упор в своем образовательном подходе Селестин Френе. При современном развитии компьютерных технологий у ребенка гораздо больше возможностей для письменного выражения своих мыслей и взглядов на форумах, в ЖЖ, в ФБ и т.д. Кстати, есть ли в вашей школе какая-то подобная площадка для выражения детьми своих мыслей? Что-то типа школьных блогов?
rustam_kurbatov
Feb. 2nd, 2012 10:05 am (UTC)
Re: Письмо как выражение мысли
Да, конечно, это от Френе.
Робко-робко пытаемся преподавать русский язык именно таким образом.
aime_85
Feb. 2nd, 2012 08:06 am (UTC)
согласна на все 100%. Я в школе не могла запомнить ни одного правила, но за счёт того, что много читала писала лучше тех, кто зазубривал правила.
worczun
Feb. 2nd, 2012 11:38 am (UTC)
Тупик гарантированно. А с "борьбой", кстати, все просто, если знать законы ассимилятивной мягкости.
hettie_lz
Feb. 2nd, 2012 03:09 pm (UTC)
У нас именно так учат писать - сначала без правил. Просто, чтобы исчез страх перед чистым листом.
simfeya
Feb. 2nd, 2012 05:22 pm (UTC)
В своей работе пришла к тем же выводам. Поэтому стала придумывать систему алгоритмов, объединяющих некоторые правила и разбивающих написание сложных орфограмм (например, "Не с различными частями речи", "Н-НН в словах" и др) Обычный ребёнок через 15-30 повторений запоминает алгоритм и нарабатывает грамотность.
asakura_sama
Feb. 3rd, 2012 09:43 am (UTC)
Очень хорошая статья. Я не знаю ни одного правила, кроме рифмованных в третьем классе, типа жи- ши...в школе на экзаменах мне сделали исключение, не спрашивая в билете по русскому правил.
Чтобы не портить аттестат)))
У меня сестра- филолог может объяснить любую сложность правилом, а я только интуитивное " по кочану" могу представить и кучку примеров.
m_a_r_y_l_a
Feb. 3rd, 2012 12:57 pm (UTC)
очень и очень! большое спасибо)
big_terrapin
Feb. 9th, 2012 01:36 pm (UTC)
Случай из жизни. Моей дочери чуть больше 5 лет. До 5 лет мы с мужем научили ее читать. Не просто, потому что нам этого захотелось. У нее был к этому огромный интерес. Не научить было бы преступлением :))) Потом выучили как пишутся все печатные буквы.... и вот дальше она учится правилам грамотности сама, можно сказать на слух. На днях принесла из садика рисунок (она любит их подписывать), где было написано: " Калабок". Я ей так простенько сказала, что "калабок" пишется через "о", четко проговорив все слово по слогам. И забыла об этом. Сегодня приносит из сада рисунок на тему этой же сказки, но уже с надписью "Колобок". Не задолго до этого была аналогичная история со "смишариками"... Это я к чему? Не все так плохо у детей со слухом, что "услышал и забыл". Слова эти(колобок и смешарики) она видела и читала не один раз, но вот как-то не отложилось у нее, как их нужно было правильно писать.
rustam_kurbatov
Feb. 10th, 2012 09:14 am (UTC)
Ура!
kuyumba
Feb. 14th, 2012 11:58 pm (UTC)
Я иногда недоумеваю - а почему мы собственно говорим не так, как пишем. Вместе с ребёнком я научилась внимательно произносить каждый слог в трудных словах.
Мне иногда кажется, что зря мы смеёмся над деревенскими жителями из глубинки, которые по-вОлОгОдски, или по-рЯАзААнски выделяют характерные гласные. В этом есть естественная мудрость.
Кстати, в финском языке все слова произносятся чётко по-написанному. И двойные гласные, и двойные согласные, и первые, и последние - все звуки в слове чётко произносятся. И это здорово упрощает понимание языка.

Но совсем без правил - тоже трудно. У меня в голове всё-равно живут основные правила-маячки - "ча-ща", "жи-ши", "цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц", "не с глаголами", "стеклянный-оловянный-деревянный", и некоторые другие. Я совсем немного помню правил, но те, что помню - здорово помогают. Заработался, зациклился - а там и до "запутался" рукой подать. Забыл, как слово пишется - всякое бывает... Вот тут то и правило в помощь. Слов ведь много, правил меньше.
Но правила при этом должны быть легко запоминающимися. Кстати, помню либо те правила, которые вколотили в голову намертво, либо те, которые с помощью стишков запоминали.
( 11 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek