?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Школа без учебников

В нашей школе, по крайней мере, на уроках истории мы стараемся обойтись без учебников. Старый или новый, с картинками или без, такая ли уж это разница. Учебник – он всегда учебник. Эта статья – просто критика, а позитивная программа и попытка рассказать, что такое «Неучебник по истории» в следующий раз.


1. «Не запоминается...»

Реформы школы  затронули историю в большей степени,  чем какой-либо другой предмет.  И это будет очевидно каждому, кто положит перед собой учебник истории, напечатанный в 80-е годы и современный. Качество печати, картинки. И по содержанию: вместо вариации на тему  производительных сил и производственных отношений - рассказы о великих людях и интересных событиях. Сравнивая два эти учебника, можно только радоваться  тому, как все изменилось.

А теперь  представьте, что Вы - ученик,  и к завтрашнему уроку Вам надо выучить параграф. Прочитайте несколько страниц этого учебника, попробуйте пересказать. Не запоминается? Читайте второй, третий раз...  Да надо ли рассказывать, как учить  параграф?  Учите, как учили 20 лет назад.

Но тогда очевидно было всем, - что учиться можно только так. Перечитывая, проговаривая и пересказывая. И если даже учитель говорил (мягким голосом): «Дети, прочитайте дома параграф...»,  дети понимали, что он имел ввиду: параграф нужно  не читать - а учить, чтоб  пересказать его   «близко к тексту».

Но сегодня? Как же детский интерес, сотрудничество,  мышление?  Как должен сегодня учитель  формулировать домашнее задание?  И что делать ученику дома с параграфом: посмотреть картинки, пролистать, прочитать, выучить... Скажем откровенно: учебник надо зубрить - или не открывать вообще. Потому что «чтение» ничего не дает -  рассказать о прочитанном невозможно. Как скажет сам ученик: «Не запоминается»

 Учебник, и это его отличие от обычной книги,  в принципе нельзя «читать» - его надо «учить», а параграф нельзя «рассказать» - его можно только «пересказать». И тут без насилия не обойтись. Поэтому на время работы с учебником надо забыть слова о сотрудничестве.

И можно ли написать такой учебник по истории, который ребенок (да и взрослый) будет читать как Книгу?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять,  что такое Учебник и  чем учебный текст отличается от обычного.

2. Из чего «сделан» учебник истории?

-  Из фактов и выводов.
Факты. По сравнению со старым учебником их стало больше и изложены они интересней. Война за Австрийское наследство, борьба Василия Темного с Дмитрием Шемякой, первый и второй триумвиат… Но эти «рассказы» не задевают ни сердце, ни разум ребенка. Впрочем, это и не должно волновать автора учебника - ведь факты ценны и достаточны сами по себе. Это ведь История!

Более того, авторы новых учебников переполнены энтузиазмом рассказать нам историю как можно подробней. Учебник по истории уже для 8 класса почти не отличается по объему и стилю изложения от учебников для высшей школы. Особенно забавны случаи, когда один и тот же автор пишет и школьный, и вузовский учебник -  много отличий не найдете. Фактически мы не имеем школьного учебника по истории - есть переложение  вузовского учебника, набранное более крупным шрифтом и с картинками.

Конечно, факты лучше схем. Но поворот к позитивизму - не спасение для школьной истории. Однажды восьмиклассникам был предложен старый учебник по истории. «Как здесь все просто», - вздохнули они с облегчением (или с тоской?)

Выводы. Нет больше формулировок, переписанных из учебников по историческому материализму и душераздирающих  рассказов о страданиях трудящихся со времен Древнего Рима до 1917 года. Новые учебники политически корректны и идеологически нейтральны.

Но без выводов (обобщений) никуда. Выводы - в конце каждого параграфа (они выделены шрифтом) и в скрытой форме -  в каждом абзаце.  Именно в этих обобщениях, которые школьные дидакты,  называют понятиями(!), без которых якобы нельзя ничего понять... и есть главная причина того, что  учебник «не запоминается».

Из-за этих  «понятий» ученик ничего не понимает.  Не задевающие  воображение, и  не трогающие  душу ребенка, слова становятся мячиками для эквилибристики: их можно ловко подбрасывать и при этом создается впечатление, что человек «думает», «делает выводы», «мыслит». Впечатление! Нельзя думать чужими мыслями. Лучше ничего не понимать, чем всегда  иметь наготове «понятия» из тех, которые набраны в конце параграфа жирным шрифтом

Предвижу некоторое раздражение читателя: дескать, вместо того, чтобы написать, каким должен быть учебник - рассуждения о том, каким он НЕ ДОЛЖЕН быть. Не лучше ли сразу к позитивной части статьи?

Не лучше. Потому что не будет ничего другого, пока  мы не освободимся от иллюзий.

От иллюзии, что можно сотрудничать с ребенком, требуя при этом пересказа параграфа.

От иллюзии, что ученик  что-нибудь  запомнит, если мы не будем требовать этого пересказа.

И от главной иллюзии - что «оперирование понятиями», «связная монологическая речь», «умение делать выводы» - это и есть мышление.

Можно было б, конечно, обойтись без гипербол и иронии по поводу Учебника истории - но это реальность, в которую мы погружены: как учителя - когда  задаем параграф на дом,  и как родители -  когда  дома учим с ребенком тот же параграф.  

Учебник - это наше бытие. А бытие, как написано в учебниках, определяет сознание.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
uuvasilev
Jan. 21st, 2012 07:26 pm (UTC)
Совершенно согласен, что школьного учебника у нас нет. Учебник для 5 класса отличается от вузовского учебника по Древнему миру только объемом. Кстати, вузовские авторы пошли по пути гуманизации. Учебник Вигасина по "Истории Древнего Востока", это совсем не тот кирпич, что мы зубрили на первом курсе.
Бывает, скажет ученик какую-нибудь чушь, спросишь его, где же ты такое вычитал, а он в учебник тычет. И подумаешь, может, лучше вовсе без учебника.
Уверен, большинство учеников может обойтись без учебника, уж лучше исторические романы читать, плюс рассказ учителя, если он не совсем зануда. Лишь тех, кто собирается заниматься гуманитарными науками, класса с девятого к чтению учебников надо приучать. В вузах им еще не такую галиматью читать придется. Только надо ученикам понять, что то, что написано в учебниках - не истина в последней инстанции. Как, впрочем, и то, что говорит учитель.
otlichno
Jan. 23rd, 2012 05:26 am (UTC)
А я в школе ужасно переживала: думала, что это я глупая, несосредоточенная, память плохая. :)
Потом, уже во взрослом возрасте, попался в руки учебник истории - поняла, что это и невозможно усвоить в принципе в той форме, в какой оно подаётся в учебнике. Можно составить некоторое приблизительное представление о событиях, главных факта, но изложить внятно общую картину - без осмысления - нереально. Но чтобы это осознать - одного текста учебника, ой как недостаточно.
( 2 comments — Leave a comment )