?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Что такое спецкурсы?

Мы попрощались в этом году со спецкурсами и вернулись к «нормальным урокам». Чтобы читателю был ясен драматизм ситуации, небольшой комментарий.

Спецкурсы – что-то вроде факультатива.  На три класса - четыре учителя, каждый предлагает свою тему, дети расходятся, через два месяца – новый выбор. Что тут особенного?

Есть некоторые отличия спецкурса от факультатива.


Первое. На спецкурсе нет никакой программы.  Как это вообще проходило? Собираются  в библиотеке (самый большой класс в нашей школе) сорок шестиклассников, перед ними – четыре  учителя: учитель биологии, литературы, английского языка и истории, к примеру.  Встает учитель биологии: «Можно будет делать любую тему по биологии: о животных, о человеке, а может и о космосе…». Учитель литературы: «Каждый будет читать свою любимую книжку, а потом расскажет о ней..» и так далее. Каждому учителю дается три минуты – сказать надо так, чтоб дети вздрогнули и пошли. Чтоб группа набралась. Пожалуйста, обратите внимание на эти «три минуты», мы к ним еще вернемся. Итак, дети делятся на группы и расходятся.

Десять-пятнадцать  детей идут за учителем биологии.  Обсудили, определились с темой: кто-то  будет делать газету о слонах, а кто-то о кошках или размножении морских свинок (тема морских свинок держалась на протяжении двух лет). Смотрят фильмы, читают книжки, говорят друг с другом, в конце четверти рисуют газету размером в лист ватмана и идут с докладом в какой-нибудь класс.

Какая тут программа? Слово Анне Владимировне, учителю географии: «Прошлый раз Виталик сказал, что он будет делать доклад  о минералах, я ночь не спала, книги подготовила, камни из кладовки вытащила… А сегодня: «Я передумал, Анна Владимировна, буду писать о Черных Дырах»». Конечно, смешно со стороны: блажь какая, то минералы, то дыры…  Не так уж смешно: Виталик, мальчик шустрый и любопытный, на протяжении семи лет школы делал только то, что хотели от него учителя, и ему, конечно, не просто с первого раза определиться, чего он в жизни хочет.

Второе.  Факультативы – дополнение к основной нагрузке. Спецкурсы – часть этой самой «нагрузки».  Мы не могли просто добавить спецкурсы в расписание:  после шести уроков и двух часов домашнего задания (его  дети делали в школе, в часы самоподготовки)  войти в класс и спросить детей: «Ну, что вам, дети, интересно? Ну, может, вы  хотите еще что-нибудь узнать?»

Чтобы добавить  что-нибудь нужное,  нужно вначале, как известно, убрать что-нибудь ненужное.  И мы решили убрать домашнее задание. Пять  лет назад мы, учителя Лицея КОВЧЕГ, подписали мораторий на домашнее задание…

Я ставлю три точки, чтобы Вы, дорогой коллега, а эту книгу, думаю, читают главным образом учителя,  сделали паузу и  почувствовали наконец-то драматизм ситуации. А Вы бы поставили свою подпись под документом о запрете домашнего задания? 

Я не буду говорить о том, как выполнялся этот мораторий.  Как из подполы (из под учительского стола) некоторые коллеги все ж доставали и распространяли.   Это тема отдельной книжки.

Но у нас хватило смелости  сказать родителям, что мы не задаем домашнего задания!  А еще год спустя, после  ожесточенной внутришкольной дискуссии на первой странице сайта был размещен этот революционный лозунг: «Мы работаем без  домашнего задания». 

Несколько учителей в знак протеста покинули Лицей КОВЧЕГ.

Но на этом мы не остановились. Что такое два-три часа в неделю на спецкурсы? Дети успевают лишь дыхание перевести от уроков по программе.  Приходят они на спецкурс после нормального урока, где: «Посмотрели на доску…  Вы должны к контрольной работе… Сядьте прямо…» - а тут: доски нет, можно по классу ходить, а на вопрос «Можно, я…», учитель говорит, недослушав: «Конечно, можно, на спецкурсе ты можешь делать то, что ты хочешь…».  Но если спецкурсов всего два-три часа - этого достаточно лишь, чтобы в сознание прийти.

Мы пошли дальше. Стали сокращать  уроки – основные уроки! Договорились, что если учителя истории, биологии, географии и т.д. ужмут свою программу ну хоть на немножко – ну на одну восьмую – то сколько времени получится для спецкурсов! А что такое одна восьмая? Это значит, в одной из четвертей у нас в расписании будет не два часа истории, а один…

Нарушение закона? Наверное, да.

Но ведь ясно, что дети доберут своё – ведь спецкурсов стало больше. Мы довели  их число до шести часов в неделю! Хотели до десяти, правда. Но остановились.

Я по-прежнему считаю, что в хорошей школе должно быть много спецкурсов: часов десять в неделю. Два часа в день работать не по программе,  делать то, что ты хочешь делать – это  хорошо и для талантливого ребенка, и для школьного неудачника.  Из такой школы выходили бы здоровые физически и психически молодые люди, не потерявшие интереса к жизни, готовые работать головой и руками, способные  к творческим решениям, и с чувством юмора – счастливые люди, одним словом.  Но разве Здоровый и Счастливый Человек – это цель нашей системы образования?

Мы взвесили свои силы и поняли, что не готовы за два года до очередной аккредитации идти на откровенное нарушение закона при нейтралитете  (дружественном, но нейтралитете) родителей.  И решили «сдать» спецкурсы. Теперь к нам не придерешься – у нас уроков столько, сколько полагается по закону.  А что делается  на уроках – кому какое дело…

Теперь ясно, что такое спецкурсы.  И почему тяжело прощаться с ними.

Глава из моей книги "Школа, где можно ходить на уроках и где дети делают то, что хотят".


Comments

( 5 comments — Leave a comment )
tambov
Jan. 10th, 2012 12:17 pm (UTC)
офф
ИЗ-ПОД полы
avs_lt
Jan. 10th, 2012 01:07 pm (UTC)
Как результат такой формы обучение - умение ВЫБИРАТЬ СВОЮ ТЕМУ, умение самостоятельно разрабатывать ее (и индивидуально, и командно - небольшими группами), изначальное понимание, что существует бесконечное множество форм раскрытие и подачи любой информации, а не какой-то универсальный алгоритм. Каждый раз радуюсь, когда наблюдаю у своих детей творческий подход к изучению чего угодно, уже спустя много лет после Вашего "Ковчега". СПАСИБО!!!
grumbik
Jan. 10th, 2012 04:15 pm (UTC)
Гм. А почему убрали спецкурсы всё-таки?
mara_dn
Jan. 10th, 2012 04:37 pm (UTC)
судя по тексту никужа их не дели, просто для РОНО они теперь называются уроками. А уж КАК именно их ведут ти уроки - роно не касается, главное чтобы успеваемость была на уровне.
atk91
Jan. 12th, 2012 08:18 pm (UTC)
Я так понимаю, что спецкурсы - это что-то вроде научно-исследовательских семинаров Московского Университета, только адаптированно для детей?
( 5 comments — Leave a comment )