?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Живое знание


Кого мы называем образованным человеком?

Того, кто прочитал много книг, помнит много историй, быстро считает в уме?
Успешно отгадывает кроссворды и отвечает на вопросы Брэйн-ринга?
Вы улыбаетесь - а Школа стремится именно к такому идеалу образованности.


Не стреляйте в тапера - он играет, как может.

Не ругайте Школу - она выполняет заказ.
Заказ культуры, которая называется Культурой Просвещения.
Полагающей, что знать всё про всё - в этом и есть смысл, и истина.

И задача Школы – перелить все знания, накопленные человечеством, в голову ребенка.
Не пролив ни капли мимо.

Поэтому лучше «старой доброй» (советской) школы ничего быть не может.
Из нее вышли и гениальные ученые, и известные артисты.
И просто хорошо образованные люди.

Что же вызывает сомнение?
То, что эта школа выдавала «готовое знание» - выводы, формулировки, чужие мысли.
Такое знание оседало в голове человека, становясь с годами все прочнее.
Не зря же школа гордится «прочными знаниями»!

Затвердев, оно становилось «системой взглядов» или «убеждениями».
И мы думаем, что это и есть «умение думать», «образование».
Человек думает,.. что он думает.

Если мысль протискивается через эту решетку - он кивает головой в знак согласия.
Если калибр не соответствует - спорит и раздражается.
То, что взрослые люди трудно понимают друг друга - плод традиционного образования.

Понимание - не в поиске «общих позиций», а в расширении своей позиции.
Не вталкивание чужих мыслей в решетку сознания.
А способность изменять саму матрицу - в этом настоящее понимание (мышление).
И именно это свойство мы должны воспитывать в детях.

Понимание соседа по парте, родителей, человека другой эпохи, другой веры.
Понимание музыки, живописи, литературы.
Понимание Другого - это цель образования.

Много знать и всегда быть уверенным в своей правоте - спокойнее и легче, чем каждый раз ставить под вопрос привычные вещи и смотреть на мир с разных точек зрения.


Comments

( 5 comments — Leave a comment )
ingagon
Jan. 4th, 2012 09:01 am (UTC)
То, что взрослые люди трудно понимают друг друга - плод традиционного образования. Понимание - не в поиске «общих позиций», а в расширении своей позиции". Вы сами себе противоречите: если бы старая добрая школа всех настраивала на одинаковые ценности, то все бы эти одинаковые ценности и имели. Не надо было бы "понимать Другого" - не было бы никакого Другого, все бы были одинаковые. А то старое насыщенное (да, пожалуй перенасыщенное) гуманитарным знанием образование и думать учило, и сомневаться, и мечтать. Не бизнеспланы составлять, а мечтать. Хорошо это или плохо - другой вопрос. Вот здесь как раз сомнения по этому поводу: http://ingagon.livejournal.com/117462.html
dino1970
Jan. 4th, 2012 10:26 am (UTC)
как вы правильно написали.. а можно я ваши слова себе в дневник на одном сайте перенесу..чтоб не забылось
desreiniger
Jan. 4th, 2012 11:01 am (UTC)
Не согласен с тем, что педагогика в эпоху Просвещения была догматичной. Напротив, она создала предпосылки как для "школы диалога" ("ланкастерских взаимных обучений", так и для учреждения массовой народной школы, призванной воспитывать граждан. - Как констатировал Бисмарк в 1866 г. - "Прусский школьный учитель выиграл битву при Кёниггреце (Садовой)".
ekimov
Jan. 4th, 2012 02:59 pm (UTC)
"Не ругайте Школу..."
Согласен с Вами. И, понимая все школьные "минусы", я провожу чёткую грань между учителями, с одной стороны, и системой образования - с другой. Учителям я сочувствую, тем более, что от них часто требуют невозможного. Но не стесняюсь ругать авторов "социального заказа", о котором у Вас идёт речь.
deycha
Jan. 6th, 2012 05:31 pm (UTC)
ничего не скажу насчет понимания, как-то не думала в этом ключе...
но полностью согласна, что накачивание ребенка знаниями - день вчерашний, а то и позавчерашний... особенно сейчас, когда с помощью мобильного интернета можно за две минуты найти ответ на любой вопрос. Но вот умение отличить нужные сведения от ненужных, выбрать и структурировать информацию... - это то, чему школа, к большому сожалению, не учит.
( 5 comments — Leave a comment )