?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

....Фрагмент из книги "Школа, где  можно ходить на уроках и где дети делают то, что хотят".


Пришел новый мальчик в 7  класс. На собеседовании предложили написать сочинение на тему «Школа, в которой я хотел бы учиться». Вот что написал: по истории – чтобы это было как будто путешествие в другую эпоху, по физике и химии – всякие опыты делать, по математике – решать разные логические задачки, по русскому языку… по русскому языку – больше писать, ну на  свободные темы... Сомневаюсь, что мальчик читал концепцию Лицея КОВЧЕГ,  но повторил основные ее  тезисы.

И вот приходят к нам подростки, не очень успешные в традиционной школе.  Подростки, которые не вписались в Школу,  –  и она им за это показала на дверь. Они вышли. И пришли к нам. И что? Опять за парты и дальше по той же программе...


И таких подростков, скажем дипломатично, «не очень успешных»,   которые ничего не хотят, никого не слушаются и не боятся «двоек» -  всё больше. Вроде и не хулиганы, и на уроках могут тихо сидеть, и окна не бьют – ну, не буйные. Просто не учатся.

Таких школьных уклонистов больше с каждым годом. И становятся ими нормальные мальчишки и девчонки, которые радостно бежали в первом классе в школу, возлагали цветы на этот пьедестал знаний; тянули руку, хотели быть хорошими и умными, ради улыбки любимой учительницы готовы были  переписывать  палочки и черточки.

Что случилось с ними? «Да это естественный процесс, - успокаивают нас опытные учителя и сотрудничающие с администрацией психологи, - трудности переходного возраста, доживите до 9 класса: возьмется за ум, начнет готовиться к ЕГЭ»

Что ж, а пока всех уклонистов – в казармы; музыка военного оркестра и изучение уставов выбьют из головы  подростковую дурь.

А уж психологи, по крайней мере, могли бы спросить этих  подростков, почему они не учатся. Не надо сложных методик – ответ прост: «Не интересно».

На протяжении всего учебного года, в самом пубертатном возрасте – в 9 классе, на главном школьном уроке – русского языка - чем мы занимаемся? Мы учимся ставить иногда до, иногда после придаточного уступки такую маленькую, еле заметную черточку – запятую.  Древние китайцы, мастера каллиграфии и тренировки духа, пришли бы в восторг от нашей системы образования! Когда внутри гормональная революция, тело  растет в разные стороны, а голова трещит от вопроса, кого: Дашку или Маринку пригласить в субботу в кино, - на протяжении года, каждый день, на главном уроке, сосредоточив дух и освободившись от плоти, мы рисуем эту черточку. А если ты пропустил три черточки в итоговой аботе – тебе никогда уже не стать смотрителем рисовых плантаций. Вот оно, лучшее в мире образование!

Не интересно. И не потому что подростки хотят, «чтобы их развлекали». Просто они чувствуют, что всё  это как-то не по-настоящему, и  потому нет в этом большого смысла. В жизни вряд ли пригодится.

Честно говоря, и учителя это прекрасно понимают. Только привыкли.

И поэтому  второй вопрос этой книги, после вопроса о праве передвижения: «Может ли школа быть интересной для подростка?»



Comments

( 9 comments — Leave a comment )
lugermaxotto
Dec. 29th, 2011 06:53 pm (UTC)
Угу. Я в ходе семестра на спецкурсе постоянно дразнил людей, получающих квалификацию учителей литературы: а чем, какой литературой, можно зацепить киндера или подростка так, чтобы ему захотелось читать? Сперва подкидывал им названия, ну а под конец устроил прослушивание качественной поэзии с исполнителями экстра- класса. Посмотрим, что будет и практикой :)
grumbik
Dec. 29th, 2011 07:19 pm (UTC)
Я в традиционной школе училась. И практически весь наш класс обожал учиться, несмотря на отсутствие интересных опытов по физике (хохо, зато какие задачки интересные были!) и по химии (зато как химуля восторженно рассказывала о валентностях и демонстрировала прям на нас).

А просто учителям самим интересно было. Математик придумывала и упрощала записи (с нами!) каких-то довольно стандартных методов решения, и ей самой было интересно - мы это видели. Литератор учила читать по диагонали ("Из вас хорошо если два человека доросли до "Войны и мира", но вам в дальнейшем надо учиться читать и не только то, что интересно") и давала кучу книг для внеклассного чтения (я Лиханова открыла для себя, например).

Есть подозрение, что ребятам было б интересно учиться и по стандартной программе без особых изысков, будь педагоги увлечены процессом.
tambov
Dec. 29th, 2011 09:07 pm (UTC)
увы
увы
увы
уже скоро не останется сил на процесс
а только для описания якобы процесса
grumbik
Dec. 30th, 2011 07:01 am (UTC)
Ну да. Звонила на днях учителю математики, была ожидаемо огорчена её разочарованием работой ("Хорошо, что скоро на пенсию! Раньше я на работу ходила с ребятами знаниями делиться, учиться, а сейчас инструкции выполнять хожу и на тесты их дрессирую.")

Такое впечатление, что для большинства ребят школа - это прям вред какой-то, они жалуются, что после школы устают, и с репетиторами занимаются хуже. У меня были несколько человек, кто прогуливал школу ради репетиторства. Ну и необходимость дополнительных занятий с людьми, не особо нуждающимися в услугах репетитора при нормальном учителе, тоже слегка угнетает. Из человек двенадцати, со мною работающих на данный момент, только двум я необходима жизненна: у одного скорость мышления много ниже нормы, у второго медицинские проблемы. Остальных по-хорошему маленько подтянуть - и вперёд на уроки. Так они сами рвутся к репетиторам ходить, потому что интересно. А в школе скучно и орут. :(
tambov
Dec. 30th, 2011 03:11 pm (UTC)
ну, не зря же у дворянских детей были домашние учителя...
всяко один на один учиться производительнее

а насчёт того, сколько наваливается бумаг и сколько на это требуется времени...нами руководят вредители, я про это давно говорю!
grumbik
Dec. 30th, 2011 03:22 pm (UTC)
Ну для нормального ребёнка, по-моему, лучше учиться в компании. Со слабыми или очень сильными лучше работать отдельно, но большинству полезнее с приятелями работать. И веселее, и интереснее, и соображаловка лучше работает. Так что не думаю, что один на один в общем случае лучше.

Про руководство вредителей - не знаю, в системе не работала ни дня, потому что несколько нестандартна по поведению и внешнему виду. Да и не потяну писать даже примитивные планы, не говоря уж об отчётах. Мне кажется, специального вредительства нет, есть логичное развитие бюрократической системы, стадия, когда "шашечки" зашкаливающе преобладают над "ехать" :)
tambov
Dec. 30th, 2011 03:32 pm (UTC)
к сожалению, "приятели" очень разные по уровню бывают
а когда соображаловка у всех работает - да, тогда - конечно

да какая разница, специальное вредительство или получающееся
если второе - кроме вредителей, они ещё и небольшого ума товарищи
всё одно вредительство и идиотизм
работаем на то, чтобы кто-то сложил в стопочку бумажки и показал свою деятельность
ненавижу
grumbik
Dec. 30th, 2011 04:06 pm (UTC)
Гм. А зачем тогда работать? С ненавистью-то зачем? Я понимаю свою учительницу математики: ей год до пенсии, у неё довольно консервативные взгляды. Потому и терпит (хотя я б слиняла точно). Посмотрела по Вашему профилю: пенсия вроде бы уже есть, ради чего страдать? Нет, правда, интересно, что людей, измученных планами и отчётами, держит в школе?

Я считаю, что у меня неплохие способности к преподаванию, но работать в системе образования я не способна. Ну, и не работаю, работаю дома, получаю массу удовольствия, имею относительно мобильный график и несколько больше денег, чем если б была учителем.
tambov
Dec. 30th, 2011 04:15 pm (UTC)
ха, пенсия-то какая?
что на неё можно сделать?
вот поэтому и работаю
исключительно из этих соображений, за ради мат.независимости
ненавижу не работу, не детей
наоборот, с возрастом понимаешь необходимость свою
ненавижу этих вредителей,
которые таким способом гробят страну
( 9 comments — Leave a comment )