rustam_kurbatov (rustam_kurbatov) wrote,
rustam_kurbatov
rustam_kurbatov

Categories:

Тут на уроках можно ходить

Фрагмент из книги "Школа, где  можно ходить на уроках и где дети делают то, что хотят".

Неделю назад пришел новый мальчик в 4 класс – Антон. Мама встречает его в конце дня:  «Ну как новая школа?». Антон: «Тут на уроках можно ходить…»

«Ну, - подумал я, - как говорится, жизнь удалась; получилось что-то интересное: школа - не школа, но можно ходить на уроках…»

А вопрос важный. Ведь Школа: cоветская или «современная», или даже «европейская» - с чего она начинается? С того что в течение месяца (опытным учителям достаточно двух недель)  детей ничему не учат -  кроме одного главного навыка и умения: сидеть неподвижно и слушать.  Сидеть и слушать…

Спинка прямо, ручки на парту, смотрим на меня… Пока не отработан этот навык, ребенок еще не ученик, он еще не осознал, какая новая жизнь для него началась, он еще думает, что если хочется что-то сказать – можно сказать, хочется подвигаться – можно встать, хочется пИсать – можно пойти в туалет.  Разве можно такому существу объяснить, что такое звуко-буквенный  анализ?

«Теперь вы уже не дети, вы ученики», - говорит учительница добрым, но строгим голосом. И шестилетнему  это нравится: «Я уже большой! У меня пенал с разноцветными ручками. И настоящая школьная форма!»  Для него это новая игра: сидеть за партой, поднимать руку…  Не понимает, что сидеть-то одиннадцать лет.

На двадцать пятом году учительской карьеры (скоро пенсию оформлять за выслугу лет)  понял, что я – слабый учитель. То есть не сильный. «Сильный учитель» - о, как это звучит! «А у вас в школе сильные учителя?» - спрашивают родители. «Мне повезло, у нас в школе были сильные учителя…» - со вздохом вспоминают взрослые люди. «Сильный учитель» - это посильнее, чем «заслуженный учитель» или «отличник системы просвещения».  На них  держится Школа!

Я не могу заставить детей сидеть неподвижно и слушать меня. Особенно в тех классах, где  работаю не первый год.  Вот приходят ко мне на урок шестнадцать юношей и девушек (в нашей школе классы небольшие) после окислительно-восстановительной реакции на химии, после «Бедной Лизы» на литературе, теоремы Виета на математике, после десятиминутной перемены, на которой некоторые успели все-таки выбежать на крыльцо глотнуть воздуха (или покурить), но еще до обеда: обед на следующем уроке, а процесс выделения желудочного сока уже начался, - так вот, приходят эти шестнадцать пубертатных существ и смотрят на меня. Что я им скажу?  

После пяти часов сидения я должен потребовать от них еще сорок минут неподвижного внимания.  

Андрей снял свитер и уткнулся лицом в него – так легче переждать эти сорок минут; Глеб тихонько рисует на листочке свой выдуманный мир  – он повзрослел и понял, что не надо провоцировать учителя; Никита смотрит усталым взглядом – у него, отличника, по истории «тройка», не знал, что такое кустарное производство; Вадим –  он единственный, кто еще готов играть в футбол, и мой урок для него – скамья штрафников; Карина еще не обсудила с Машей новую прическу Марины; а вот другая Маша, моя дочь, так рада, что она увидела папу и может с ним поговорить – и что? Сели – открыли тетради?

Они смотрят на меня – некоторые в надежде, что я смогу сегодня им сказать что-нибудь такое, что перебьет урчание в животе,  желание поиграть в футбол или просто – желание поспать.  И мне неловко от этих взглядов.  Сейчас опять потребую тишины и внимания.  Смогу ли я им сказать действительно что-нибудь важное?  Трудно учить тех, кого любишь.

Неподвижность и запрет на разговоры – это два имманентных свойства Школы.  Без них Школа невозможна – не мыслима.  Как театр без сцены, больница без коек, армия без начальной строевой подготовки.  Это и есть основа – сущность -  Школы как общественного института.

И все попытки «школьных реформ» и «гуманизации образования» - это лишь разговоры вокруг да около,  разговоры, не задевающие главного;  ЕГЭ и профильная школа, наполняемость классов и интерактивные доски –  вопросы второстепенные.

Вопрос первой степени – возможна ли такая школа, где детям разрешено  двигаться и говорить на уроках?


Tags: ходить на уроке
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments