?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

8 лет назад прочитал о Роже Кузине. Потрясло. Настолько, что перевел этот текст с французского на русский. Потом, правда, нашел уже готовый перевод, а потом потерял его. Потом опять нашел, потерял и снова нашел, перечитал. Потрясло. Чтобы впредь не терялся, решил опубликовать на блоге. Если кого потрясет – пишите.
РОЖЕ КУЗИНЕ
  Процесс обучения нельзя более рассматривать только как воздействие учителя на своих учеников, ибо такое воздействие иллюзорно; в действительности обучение — это разновидность деятельности, посредством которой ребенок работает над своим Собственным развитием в благоприятной среде и с помощью педагога, выступаю­щего лишь в роли консультанта. Из этого следует, что активные методы являются инструментами не преподавания, а учения и должны быть предоставлены в распо­ряжение самих учеников; учитель, применяющий их в своем классе, призван не пользоваться ими традиционно и тем самым отказаться от преподавания как такового.
 
По убеждению Кузине, замена процесса препода­вания собственно учением как деятельностью учащихся не терпела никакого компромисса. Для него введение в школе нового воспитания предполагало прежде всего радикальное изменение педагогического подхода учителя к своим ученикам. Этот радикализм был одновременно привлекателен и тру­ден для восприятия, но он опирался на многолетний эксперимент, что уже само по себе подтверждало научность педагогики, основанной на подлинном знании ребенка и законов его развития,
  1920 год. С учителями-добровольцами Кузине опробует свой метод свободной групповой работы. Его исходная гипотеза проста: дети способны к организации, усилиям и постоянству, если речь идет о тех видах деятельности,       которые им нравятся, например игры. Почему бы им не проявить эти же качества в отношении заданий, которые они в состоянии сами для себя выбрать и довести до конца? Учитель не обучает детей, а готовит для них различные тестовые материалы, предметы, растения, минералы и т.п. Очень скоро дети сами начинают приносить интересующие их предметы. Учитель предлагает детям по желанию объединиться в небольшие рабочие группы. Более подробно этот метод мы рассмотрим несколько ниже.
  Среди видов деятельности, которые могут выбрать дети, Кузине, по примеру Толстого, предлагает написание сочинений на свободную тему. В течение восьми лет, с 1920 по 1928 г., он выпускает альманах детских сочинений («L'oiseau blеu»), что стоило ему доброго имени в министерстве национального образования.
  Призывая учителя сойти с кафедры и изменить подход, он разнообразил атмосферу в классе и выявлял ее влияние на поведение детей. Таким образом, педагоги­ческий метод, разработке которого он себя посвятил, неизменно соотносил­ся с психологией ребенка.
  Ребенок упорно отстаивает свой путь, социального развития: он «подсказывает», «списывает», «разговаривает», и учитель тратит больше вре­мени на наведение порядка в классе, чем на объяснения. Каково бы ни было внешнее впечатление, дети живут своей жизнью: в группах существуют свои лидеры, свои «козлы отпущения» и идет постоянная борьба с учителем в самых различных формах (гвалт, озорные выходки, шалости и каверзы). Более того, занятия строятся на ложных ценностях: программы без связи с интересами ребенка, экзамены, контрольные работы и учитель, выступаю­щий в роли судьи... Метод же групповой работы позволяет нормализовать положение.
 
СУТЬ МЕТОДА
  Речь идет о том, чтобы возвратить детям свободу, которой они пользовались до поступления в школу: поэтому, необходимо, чтобы уже в самом начале им была предоставлена возможность широкого выбора деятельности.
  Кроме психологической подготовки (настроиться на то, что не надо боль­ше проводить «уроки»), учитель должен подобрать материал для каждого вида деятельности и уметь пользоваться им. Когда все готово, он предлагает детям разделиться на группы, «как это они обычно делают при игре, в соответствии со своими симпатиями и абсолютно добровольно».
  Формирование групп может занять какое-то время. При этом дети приобретают ценный опыт распознавания тех, с кем они смогут работать. Не регламентируется ни число участников группы (на практике в среднем около шести человек), ни ее состав (всегда возможны изменения).
  Каждая группа располагается в определенной части классной комнаты, которая становится до какой-то степени ее «домом», даже если граница, отделяющая его от другого «дома», воображаемая. Наряду со своей учебной работой группы начинают коллекционировать растения, насекомых и т.п., поэтому было бы хорошо, чтобы у детей были в классе специальные стенные шкафы.
  Перед началом работы учитель предлагает детям выбрать для себя тот или иной вид деятельности из тех, что для них подготовлены, и рекомендует им метод работы. Этот метод, очень простой сам по себе, несколько видоизменяется в зависимости от того, идет ли речь о творческой или познавательной деятельности.
   В категорию «творческая деятельность» Кузине включает занятия искусством, игры-драматизации и ручной труд. В этих областях детям предоставляется полная свобода. При этом нередко группы распадаются, поскольку написание стихотворения или создание картины требуют самовыражения! Отношение учителя к творческой деятельности детей должно отличаться пониманием и симпатией.
   Категория «познавательной деятельности» включает в себя три вида интеллектуальных занятий: естественнонаучные, исторические и географические. Учитель знакомит детей с некоторыми элементарными «правилами игры»:
1. Наблюдение за предметами, изучение материалов и запись полученных результатов на доске группы. Единственное, практическое требование: каждая группа должна располагать отдельной доской — необходимым инструментом для коллективного изложения.
2. Результаты работы показывают учителю. Проверяя правописание, он придерживается следующего порядка: сначала говорит о том, что в тексте есть неправильно написанные слова; при необходимости вновь возвращается к тексту и подчеркивает неверно написанные слова; наконец, он исправляет их, не давая никаких объяснений, если только его об этом не просят.
3. Работа переписывается в тетрадь группы, в случае необходимости иллюстрируется и вновь показывается учителю.              
4. Проделанная письменная работа резюмируется на специальных карточках.
  Рубрики карточек периодически повторяются, и дети учатся готовить их заранее. Подготовка таких карточек естественным образом подводит к идее их классификации, а затем и к созданию синоптических таблиц.
  Кузине особенно много размышлял над преподаванием истории. По его мнению, история в том виде, в каком она обычно предстает перед детьми в процессе обучения, a именно: политическая история, история правительств и войн — не только вредна, но и недоступна им. И наоборот, детей явно интересует эволюция окружающих их вещей. Кузине составил целый каталог истории вещей, включив в него такие темы, как жилище, одежда, средства транспорта и коммуникации, образование, сельское хозяйство, промышленность, торговля и т.д. Естественно, всем темам придается одинаковое значение, и важный момент состоит в том, что начинать следует с наблюдения за вещами в их нынешнем состоянии. Поэтому, если группа интересуется историей человеческого жилища, то ей рекомендуют изучить сначала современные жилища в различных аспектах. Затем дети работают с документальными и иллюстративными материалами. В период подготовки к занятию их в большом количестве подбирает учитель: это открытки, различные вырезки из книг и т.д. Речь идет не о простом описании увиденного, а о подготовке сообщения на основании изучения многих материалов. Приобщение к истории, таким образом, приобретает конструктивный характер.
  При этом здесь применяется вышеописанный метод: проделанная работ резюмируется на карточках, последние классифицируются и, наконец, составляются синоптические таблицы, которые на конкретных примерах представляют, скажем, историю костюма на протяжении веков.
  Занятия географией требуют в качестве наглядного материала крупномасштабных карт, указателей железных и шоссейных дорог, воздушных линий, а также планов городов и карт районов. При этом возможны следующие виды деятельности: описание воображаемых путешествий в ту или иную страну (что может заинтересовать одну из групп) с использованием карт, указателей, других данных; составление плана школы, карты района или зарисовка памятника.
  Следует отметить, что метод Кузине, никак не предусматривает обучения грамматике. И это не случайно, «Такое обучение, — пишет Кузине, — не представляет никакого интереса для ребенка данного возраста». Но если дети, против всякого ожидания, вдруг проявят к этому интерес, то действовать им предстоит точно так же, как на других занятиях: наблюдение и анализ слов, классификация и составление собственного пособия по грамматике. Из 40 экспериментальных классов это произошло лишь однажды.
  Необходимо также отметить, что, за исключением свободных  текстов (не только с точки зрения формы и содержания, но и даже их существования, в отличие от многих «активных» классов, где «свободные» тексты предусмотрены программой), написание сочинений, как упражнений по литературе не предусмотрено. «Написание сочинений, изложений — занятие для подростков», — считал Кузине.
  Познавательная деятельность не предусматривает такого предмета, как арифметика. Точнее, она не предусматривается специально, но вводится по мере появления потребностей, связанных с ручным трудом, домашней работой и уходом за жилищем. По этому поводу Кузине, в частности, отмечает:
  Во многих случаях спонтанный интерес к этому типу работы проявлялся независи­мо от ее практического применения. Дети, обнаружив, что они неумело или слиш­ком медленно выполняют арифметические действия, необходимые для других работ, ставили перед собой задачу освоить умножение и деление и в течение несколь­ких месяцев усложняли вычисления, доводя их до 15-20 в день. Маленькие де­вочки, в частности, освоив простейшие арифметические действия, требующиеся при покупке тканей, их раскрое  и пошиве одежды, придумывали и решали все бо­лее трудные задачи такого рода.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
tantana
Nov. 21st, 2011 10:33 am (UTC)
А иностранные языки?
intaf
Nov. 21st, 2011 10:34 am (UTC)
Не потрясло, но очень порадовало :)

С точки зрения не специалиста, а просто родителя - попытка экстраполировать методы Марии Монтессори с дошкольников на уже подросших детей.

Очень перекликается с Эльконином-Давыдовым в той части, где "Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи"
desreiniger
Nov. 21st, 2011 07:56 pm (UTC)
Но, насколько я могу судить, Вы свои уроки ведёте сходным образом?
pingback_bot
Nov. 21st, 2011 08:40 pm (UTC)
No title
User hope_t referenced to your post from No title saying: [...] http://rustam-kurbatov.livejournal.com/55125.html [...]
olgau
Nov. 23rd, 2011 06:50 pm (UTC)
А как детей учат читать и писать?
irina_chanteuse
Dec. 20th, 2011 12:36 pm (UTC)
Роже Кузин и иностраннные языки
Действительно, а как это все применить к иностраннным языкам? Ну, предположительно работа в группах. А что еще?
motorrr_family
Mar. 9th, 2013 11:03 am (UTC)
теперь я точно знаю, как мы будем учиться дома!
даже мне интересно изучить что-то новое таким образом!
motorrr_family
Mar. 9th, 2013 11:09 am (UTC)
по поводу иностранных языков - думаю, как раньше было принято, нужно просто сразу с детьми говорить на этом языке. вначале очень просто, занимаясь при этом чем-то параллельно, не ставя за основу язык, а лишь возможность понять, о чем речь. потом обсуждение работы, переписка с иностранцами по поводу того дела, чем занимаются дети. собирание инфы по этому делу на иностр.языке и так далее. все по той же схеме. имхо
( 8 comments — Leave a comment )