?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Живое знание


Кого мы называем образованным человеком?

Того, кто прочитал много книг, помнит много историй, быстро считает в уме?
Успешно отгадывает кроссворды и отвечает на вопросы Брэйн-ринга?
Вы улыбаетесь - а Школа стремится именно к такому идеалу образованности.

Не стреляйте в тапера - он играет, как может.

Не ругайте Школу - она выполняет заказ.
Заказ культуры, которая называется Культурой Просвещения.
Полагающей, что знать всё про всё - в этом и есть смысл, и истина.

И задача Школы – перелить все знания, накопленные человечеством, в голову ребенка.
Не пролив ни капли мимо.

Поэтому лучше «старой доброй» (советской) школы ничего быть не может.
Из нее вышли и гениальные ученые, и известные артисты.
И просто хорошо образованные люди.

Что же вызывает сомнение?
То, что эта школа выдавала «готовое знание» - выводы, формулировки, чужие мысли.
Такое знание оседало в голове человека, становясь с годами все прочнее.
Не зря же школа гордится «прочными знаниями»!

Затвердев, оно становилось «системой взглядов» или «убеждениями».
И мы думаем, что это и есть «умение думать», «образование».
Человек думает,.. что он думает.

Если мысль протискивается через эту решетку - он кивает головой в знак согласия.
Если калибр не соответствует - спорит и раздражается.
То, что взрослые люди трудно понимают друг друга - плод традиционного образования.

Понимание - не в поиске «общих позиций», а в расширении своей позиции.
Не вталкивание чужих мыслей в решетку сознания.
А способность изменять саму матрицу - в этом настоящее понимание (мышление).
И именно это свойство мы должны воспитывать в детях.

Понимание соседа по парте, родителей, человека другой эпохи, другой веры.
Понимание музыки, живописи, литературы.
Понимание Другого - это цель образования.

Много знать и всегда быть уверенным в своей правоте - спокойнее и легче, чем каждый раз ставить под вопрос привычные вещи и смотреть на мир с разных точек зрения.

Но должны ли мы променять возможность – дар - Мышления на такую уверенность?

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
bromarin
Oct. 4th, 2011 12:48 pm (UTC)
Странное противопоставление уверенности и Мышления, по сути свойства характера и способности мозга. Мало того, уверенность в собственных знаниях, умениях и представлениях о мире отнюдь не исключает умения мыслить, также как и умения понимать и принимать другие точки зрения. Психологи часто делят людей по типу характеров. Так, к примеру, часто выделяются тип сомневающегося человека и тип человека, скажем, непосредственного. Так вот первым свойственно от природы всегда во всем сомневаться, искать и находить разные точки зрения, и опять сомневаться (ой, по себе знаю, как это мешает в жизни;) Второму же типу людей сомнения просто несвойственны, даже, можно сказать, физически тяжелы и труднопереживаемы. Из таких, кстати, получаются хорошие военные, они прекрасные исполнители и пр. При этом, конечно, существует не только эти два типа людей, да еще и разные комбинации выделяемых свойств. То же и по отношению к "готовому знанию". Изобретение велосипеда каждый раз заново - есть ли в этом надобность? Это ли учит мышлению как таковому? Сила "советского" образования была в системе знаний. Система как противопоставление "клиповому" сознанию, очень часто вылезающему на первый план именно в сегодняшнем мире. Мне кажется, метод проектов хорош лишь при наличии хорошего фундамента из базовых знаний. Впрочем, напишу больше, если это действительно вам будет интересно :)
desreiniger
Oct. 5th, 2011 09:03 am (UTC)
Вполне согласен, что не нужно заорганизованности знания, а нужна свободная форма. Но именно Просвещение поставило вопрос в таком виде, и позднейшие романтические импровизации также были мотивированы оттуда - споры шли только о более свободной форме. Я за полную свободу самовыражения, но я не могу согласиться с тем, что "мир детства" даже стилистически совершенно отделён от последующей жизни. По себе знаю, что детские впечатления и оценки и сейчас живы и не нуждаются в специальной интерпретации - а, следовательно, и современный ребёнок уж как-нибудь сумеет себя выявить - тем более, что способов приобретения информации и влияния через неё на окружающих у него на порядок больше, чем ранее.
( 2 comments — Leave a comment )