?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

                                                               … Самостоянье человека, залог величия его.

                                                                                                                                             А.С.Пушкин

Когда ребенок (человек, вообще) делает что-либо хорошо?

Тогда, когда он хочет  это делать.

Мы не знаем, что такое «хочет», какова природа «интереса» – но ясно одно, что  по природе ребенок активен и любознателен,  а лень – лишь результат его «перегрева» учебой. Вместо того, что заставлять и организовывать, оценивать и наказывать, нам надо дать ребенку возможность делать то, что он хочет; дать ему право выбирать работу – дать свободу, одним словом.  И научиться использовать эту природную силу – детский Интерес.

При каких условиях ребенок (человек, вообще) может научиться делать что-либо?

Тогда, когда он делает это сам.

Не смотрит за работой другого человека, не слушает его объяснения – а делает сам. Делает посильную ему работу, а если надо, обращается за помощью к другому человеку.  Только так можно научиться рисовать, лепить,  решать математические задачки, хорошо писать, читать книги – научиться думать, одним словом. И вместо того, чтобы читать ребенку лекции и заставлять его слушать ответы одноклассника у доски,  надо  дать ему возможность  работать.  Самому по себе или в маленькой группе, с соседом по парте.

Индивидуальная работа с карточками – это и есть такая форма организации работы, при которой выполняются оба эти условия.

С одной стороны – ребенку предоставлена свобода. Нельзя сказать,  максимальная  - он не выбирает  между занятиями математикой и опытами по естествознанию, к примеру. Свобода ограничена тем, что он может выбирать уровень сложности задания.  Конечно, это немного. Но от слов учителя: «Ты  сам можешь выбрать себе работу…» некоторые вздрагивают. Для ученика, привыкшего  к тому, что в школе он исключительно «должен», эта фраза имеет большой терапевтический эффект. 

С другой стороны – ребенку дается возможность работать самостоятельно. И если  обычно на уроке две трети времени ребенок зевает, наблюдая за работой своего товарища у доски, а оставшуюся треть – мечтает, глядя в окно во время объяснения нового материала, то здесь он работает сам: в одиночку или в группе (2-4 человека) и только изредка обращается за помощью к учителю.

Итак, начинаем…

Ученик входит в класс, подходит к картотеке, выбирает карточку с заданием, садится за стол и начинает работать…

Что такое картотека?

Весь курс математики разбит на достаточно крупные темы (2-3 недели на тему).  В рамках каждой темы существуют задания трех уровней:

1 уровень (зеленые карточки)  – стандартные задачи, на выполнение алгоритма

2 уровень (желтые карточки) – более сложные задания, допустим, в несколько действий.

3 уровень (красные карточки) – так называемые «нестандартные задачи» 

Вариант работы «третьего уровня» - придумать свою задачу и сделать карточку для своего класса или младших. Самая интересная и творческая работа.

На каждый уровень существует минимум 10  карточек, карточки пронумерованы. На каждой карточке – задание примерно на 10-15 минут работы, чтобы ученик смог за урок выполнить 2-3 карточки. Карточки должны быть красивыми, на плотной бумаге – чтобы было приятно их взять в руку, что очень важно для маленького ребенка.

Карточки имеют еще одно преимущество перед упражнениями в учебнике. Ребенок радуется новому учебнику только первую неделю сентября - карточка не успевает надоесть. Учебник пугает своей бесконечностью – карточка дает возможность получить быстрый результат. Не говоря уж о том, что ученик на уроке встал, подошел к картотеке, сам вытащил карточку – большую, красивую, шершавую – положительных эмоций хватит по крайней мере на минут  двадцать!

Расстановка мебели

Столы в классе стоят «квадратами». Любая перестановка радует ребенка - дети понимают, что у нас не обычный урок, когда надо только смотреть на доску. Видеть перед собой лицо товарища приятней и спокойней, чем его затылок (и знать, что тебе в затылок смотрит еще кто-то). 

Маршрутный лист

У каждого ученика – Маршрутный лист, на котором он отмечает  выполнение работы.

В свободных клетках ученик ставит номера карточек, которые он выполнил.

У учителя – свой Маршрутный лист.

В свободных клетках учитель ставит номера карточек, которые выполнил ученик.

Маршрутный лист – вещь посерьезней, чем оценка.

Во-первых, результат нагляден.

Во-вторых, это не страшно (сам заполняешь!) и даже немножко азартно.

В-третьих, можно соревноваться только с самим собой, выбирая всё более сложные  задания, - а не с соседом по парте.

Роль учителя

Учитель из лектора и контролера превращается в организатора и помощника (менеджера, если угодно). Его задача – дать ученикам возможность работать (гарант рабочей обстановки на уроке)  и оказывать помощь, если это потребуется.

Проверка

Два способа возможны:

1. Самопроверка. Ученик, выполнив задание на карточке, сам проверяет свою работу. Для этого он использует «Карточку самопроверки». Преимущество - высокая степень доверия.

2.  Проверка учителем. Ученик подходит к учителю и дает ему карточку на проверку.

Можно использовать оба варианта проверки. Вначале ученик пользуется  карточкой самопроверки, а если у него есть какие-то сомнения, он подходит к учителю. Если ученик справился с заданием – он пишет номер карточки  (непременно сам!) в своем Маршрутном листе. Если нет – берет другую карточку того же уровня сложности или проще.

Последние аргументы

Ученики за пять минут до звонка на урок прекращают играть, чтобы поставить парты квадратом – «у нас сегодня - карточки!»

Все 40 минут урока дети работают, не отвлекаясь: не списывают с доски и не зевают – а именно работают, и никто не спрашивает об оценках… При этом каждый работает над заданием своего уровня.  И каждый  хочет взять карточку посложнее…

И – последний аргумент, как козырная карта – легкий стон со звонком с урока: «Уже конец!?»

Выводы?

Первое. Ребенок  в школе устает не от труда, а от вынужденного безделия.  Неподвижно сидеть за партой 40 минут, молчать, смотреть как работают другие, слушать учителя –  вот что невыносимо для него.  Работа же приносит радость. Удовольствие от решенного примера или задачи  - это естественный и здоровый «стимулятор» ребенка. В отличие от оценки.

Второе. Свобода – даже в микроскопических дозах – окрыляет. И единственный способ заставить учеников  работать на уроке, как это не парадоксально звучит,   -  дать  им  больше свободы.

И,  наконец, по большому счету,  чему мы учим детей на уроках  математики в начальной школе? Неужели делить в столбик и вычислять проценты?  Может быть,  желание и умение работать самостоятельно, без принуждения  – качество не менее важное, чем навыки устного счета?

Самостоятельность – умение «самому стоять» - самостоянье человека…


Comments

( 6 comments — Leave a comment )
53miles
Sep. 27th, 2011 01:38 pm (UTC)
очень нравится идея "маршрутного листа"
lugermaxotto
Sep. 27th, 2011 02:05 pm (UTC)
Сие- классика жанра. Прекрасно расписано у Шаталова. Очень важно, что здесь применяется в комплексе с другими технологиями- и весьма эффективно.
aime_85
Sep. 27th, 2011 02:36 pm (UTC)
Объясните пожалуйста, а в чем разница между маршрутным листом учителя и ученика и как они связанны между собой? Информация о выполненных заданиях должна отображаться в обоих, я правильно понимаю?
atk91
Sep. 28th, 2011 07:08 am (UTC)
В нашей школе, правда, в старших классах, по похожей системе преподавались начала анализа, называется она система листков. Выдается листочек с задачами, которые надо решить и (как правило устно) сдать. Учитель как раз выступает в роли помощника.
kelly_name
Nov. 22nd, 2011 11:48 am (UTC)
: единственный способ заставить учеников работать на уроке, как это не парадоксально звучит, - дать им больше свободы

мне нравится, как это реализовано в Саммерхилле.

http://bodhi.ru/child/index.htm - тут интересная подборка материалов про домашнее насилие, обучение экстерном и различные школы, которые предоставляют детям свободу в той или иной мере, а не насилуют их своими программами для роботов.
_jk
Jan. 18th, 2012 04:17 pm (UTC)
"желание и умение работать самостоятельно, без принуждения" - Для меня задача максимум, чтобы школа это желание не убила на корню. Потому как школьная система все время это сделать пытается.
( 6 comments — Leave a comment )