?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Соображения по поводу школьного курса истории

Итак: в ваш класс приходит (а может, прилетает) мальчик (а может, это девочка) из другой эпохи. Прилетает на Машине времени. Не так важно, из какой эпохи. О чем бы вы спросили его (ее)? Ну, кроме вопросов типа «как тебя зовут»?

Первые вопросы, ясное дело, было про школу. А строгий ли у тебя учитель? Много ли домашнего задания? Помогают ли родители делать домашнюю работу?.. А потом пошло: Как вы живете без техники? Не голодаете ли Вы? Какой у вас Бог?

Дети очень любят всяческие анкеты, опросники и «дневнички». Так вот, у нас получается Анкета для друга, который прилетел к нам на Машине Времени. Далее – примеры вопросов из такой анкеты. Это вопросы 3б класса.

Римма Бондаренко:
Учат ли вас в школе, как надо воевать?
Есть ли у вас домашние животные?
Есть ли у вас телевизор?

 

Кирилл Филатов:
Где работают твои родители?
Какой у тебя дом?
Где ты делаешь уроки?

Валера Поляков:
Во сколько лет твои папа и мама поженились?
Сколько у тебя уроков в день?
Какая у тебя семья: богатая или бедная?

Ибрагимов Даниэль:
Насколько трудное у вас домашнее задание?
Много ли газет вы делаете в вашей школе?
Любят ли тебя девочки в школе?

Никита Прозументов:
Что вы знаете о космосе?
Верите ли вы в темную магию?
На какие оценки ты учишься?

Леня Святодух:
Верят ли ваши люди в рай и ад?
Трудно ли люди зарабатывают деньги?
Ты хорошо себя ведешь или плохо?

Ваня Зверев:
Есть у вас король?
Много ли у тебя друзей?
Какие у вас есть машины?

Сергей Шелехов:
Легко ли жить без техники?
Были ли у вас игры, если «да», то какие?
Нравится ли тебе наша (современная) еда?

Пуговкина Лиза:
Есть ли у вас Бог?
Прилетали ли к вам инопланетяне?
Есть ли у вас люди, которые изучают космос? Что они узнали?

Настя Якшина:
Ты путешествуешь?
Как ты одеваешься?
Вы живете хорошо или голодаете?

Вот какая история интересует ребенка. Это не история великих правителей и великих войн. Это то, что называется ИСТОРИЕЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ или КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИЕЙ.

Что делать дальше? Сгруппируем эти вопросы вокруг десятка тем:

ШКОЛА
СЕМЬЯ
ЕДА
ОДЕЖДА
ТЕХНИКА
ПОЛИТИКА
КОСМОС
БОГ

Каждая тема включает несколько десятков детских вопросов. Вот и есть программа курса.

А ведь у нас получилась Универсальная Анкета: эти вопросы можно задавать и древнему китайцу, и античному греку и средневековому человеку… Эта Анкета может пополняться новыми вопросами в течение года.

Можно сделать и по-другому. Можно задавать вопросы человеку определенной эпохи. Восьмиклассников попросили задать вопросы русскому крестьянину XIX века.

Сенькин Максим, Тарасенко Павел

Как крестьяне относились к беглецам на Кавказ?
Как крестьяне относились к язычникам? Были ли в деревне колдуны?
Какие у крестьян были понятия по поводу войны? Считалось ли тогда убийство грехом?
Как крестьяне отдыхали и развлекались?
Имелись ли у крестьян между собой торговые отношения?
В каком возрасте вам можно было жениться или выходить замуж?
Существовали ли в деревнях школы?
Как относились к царю в деревнях?
Были ли случаи, когда дети перечили отцу?
В какие игры вы играете в свободное время?
Какая у вас была мода?
Чем занимались дети в маленьком возрасте?
Каким образом строили дом?

Серенко Анна, Куняева Настя

Почему у крестьянской молодёжи был лишь один месяц свободы и «гулянки» (во время сенокоса)?
Почему бы не сделать гуляния раз в неделю (в месяц)?
Со скольких лет дети были пригодны для хозяйственной работы?
Во сколько лет девушки имели право выходить замуж и встречаться с молодыми людьми?
Стригли ли девушки волосы? Пользовались ли они какой-либо косметикой?
Думали ли крестьяне о будущем? Стремились ли они к усовершенствованию в одежде, хозяйстве?
Были какие-нибудь изобретатели в деревне?
Знали ли крестьяне о коммерции, политическом строе в России? Что они думали об этом?
Крестьяне всю свою жизнь жили в деревне или какие-нибудь особо одаренные люди пытались пробиться в высшие слои общества России, жить и работать именно там?
Знали ли крестьяне об обустройстве мира, планеты, Вселенной?
Знали ли что Земля круглая, что она движется?
Догадывались ли простые люди о существовании других стран?
Были ли конфликты между соседними деревнями или между семьями? Как разрешали эти проблемы?

По большому счету, у нас получился полный курс истории. Ведь вопросы о косметике и объеме домашнего задания – это только первые вопросы, для раскачки. А потом идут более сущностные вещи: о времени, пространстве, космосе, смысле жизни. Наши вопросы могут перекрыть все пространство школьного исторического курса.

Но, с одной оговоркой. Дети не будут спрашивать о конкретных событиях – о «событийной истории»: о войнах и правителях. Что ж, можно добавить к нашим сущностным вопросам и эту событийную канву.

Курс Истории Повседневности может быть в нашей школе в 1-4 классах.

А в средней школе темы по Истории Повседневности (Исторической Антропологии) будут стоять в программе , допустим, раз в четверть, 4 темы в год. Таким образом, на историю повседневности – одна четвертая часть всего учебного времени.

Одна сложность: нет детской литературы по Истории Повседневности. Что делать? Или учитель сам рассказывает, отвечает на эти вопросы детей. Или вопросы учеников начальной школы отправляются старшеклассникам. Они изучают книжки и потом приходят в начальную школу с готовыми рассказами – приходят в роли тех самых «друзей из другой эпохи»! Может, даже в костюме «другой эпохи». Одела же Даша Нестерова кимано на защите проекта про строительство Великой Китайской стены…

***
Вообще, удивительная вещь: Школа учит всякой всячине, стыдливо обходя самое важное и насущное для ребенка (подростка).
Так уж ли важно знать дату Второй пунической войны и родословную Рюриковичей?

История Повседневности - это Другая История.
Она проводит ребенка (подростка) через смыслы, выработанные другими культурами.
Позволяет почувствовать себя то древним греком, то средневековыми европейцем, то китайцем эпохи Мин…
Человеком Культуры.