?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Грядут перемены

Смотрели »Покровские ворота». Дал задание ученикам написать 20 строк о фильме. Сам тоже написал.

Когда происходит действие фильма? «Москва, конец 50-х годов…» - это первая фраза фильма и, казалось бы, ответ ясен. Можно и точнее, если внимательно присмотреться: на катке, где встречаются герои, нарисованы большие цифры:1957. Вопрос с датировкой решен: все начинается летом 1956 и заканчивается весной 1957 года. Самые переломные, самые насыщенные политикой месяцы тех десятилетий. Но, кроме куплетов Велюрова об Эйзенхауэре, который дышит войной, и радостных восклицаний Костика о том, что грядут перемены, где тут политика, где хотя бы намеки на  ХХсъезд, развенчания культа, снос памятников?                

        Кстати, один памятник в фильме, все же есть, и один раз  Хоботов читает газету «Правда». Памятник- это гипсовый футболист с отбитой ногой во дворе дома, а из номера газеты делается наполеоновская треуголка, подходящая к больничному халату Льва Евгеньевича. А ведь ясно, что семейные коллизии коммунальной квартиры – это только верхний пласт фильма. В основе – мучительный разрыв с тоталитаризмом: «Ты ведь без нас пропадешь.. – Да кто тебе это сказал? Но все ,что касается политики, как-то обходится стороной, умалчивается. Герои фильма говорят не о ХХ съезде, а о Камоэнсе, античной поэтике и о том, как надо варить яйца. Историческое время в фильме присутствует, но оно как-то незаметно. Оказывается, в нашей стране можно жить частной жизнью.

 

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
desreiniger
Aug. 1st, 2011 08:17 am (UTC)
Да, но Вам, наверное, трудно представить, насколько ущербной была эта частная жизнь (даже по сравнению с 1970ми) - потому что ущербной была общественная. Рад, что занятия историей продолжаются и в каникулы.
rustam_kurbatov
Aug. 1st, 2011 07:32 pm (UTC)
Да, наверно она была ущербной,но все таки фильм пропитан духом 56-го года,и двумя-тремя годами раньше такого Костю трудно представить.
desreiniger
Aug. 2nd, 2011 06:27 pm (UTC)
Безусловно - и меня такого не было бы. Но политическая система, потеряв свою несущую конструкцию, ещё около 30 лет висела над обществом бессмысленным фрагментом. И наиболее продвинутые писатели и художники (Евтушенко, Вознесенский, Шостакович) это хорошо ощущали.
desreiniger
Aug. 4th, 2011 07:11 am (UTC)
Вот ещё воспоминания акад. Польтеровича - к характеристике позднего социализма и конкретно 1957-1958. http://www.polit.ru/article/2011/08/04/polterovich/
bromarin
Aug. 1st, 2011 08:36 am (UTC)
Какой мучительный разрыв с тоталитаризмом? Какая ущербная частная жизнь? Зачем приплетать сюда политику и идеологию? Мне кажется, мы сейчас больше отравлены всеми этими вопросами, чем люди в то время. А они просто жили, влюблялись и расставались, решали свои бытовые вопросы и имели психологические проблемы те же, что есть в любом человеческом обществе независимо от политического строя. И прелесть этого фильма именно в том, что он вне времени и политики.
desreiniger
Aug. 1st, 2011 07:01 pm (UTC)
Да, конечно, так можно было жить, и я во время оно (начало 1970-х) пытался - но не мог до конца отвлечься от осознания: сколько ж сил уже затратил, чтобы законопатиться и "просто жить", внешне не выделяясь в советской среде (ещё, помню, был тогда французский фильм со сходным названием vivre pour vivre).
rustam_kurbatov
Aug. 1st, 2011 07:37 pm (UTC)
Да,конечно,люди просто и жили и влюблялись и расставались и фильм этот, конечно о любви, весенней любви (во время оттепели)
bromarin
Aug. 1st, 2011 08:10 pm (UTC)
Ага, а не во время оттепели всего этого не было...
worczun
Aug. 1st, 2011 11:12 am (UTC)
Фи, даже как-то неудобно напоминать, что любой источник отягощен временем ЕГО появления :) Пьеса написана в 1974, фильм снят в 1982-м. Отсутствие политического контекста (за исключением велюровских куплетов) в этих датах более чем понятно.
rustam_kurbatov
Aug. 1st, 2011 07:45 pm (UTC)
А может быть, дело не только в цензуре, а и в сознательном желании автора не говорить о политических событиях. Может быть, оттепель - это и есть возможность просто радоваться, жить ликуя и не говорить об оттепели.
worczun
Aug. 1st, 2011 08:15 pm (UTC)
А я про цензуру ничего и не говорил. Но автор не пожелал говорить о политических событиях именно в 1974 году. Так что его трактовка событий 1956-го - это трактовка из 1974-го, свидетельствующая о настроениях и оценках именно 1974-го.
uuvasilev
Aug. 3rd, 2011 07:35 pm (UTC)
"Поверьте историку, осчастливить насильно невозможно. - Поговорим лет этак через двадцать." (Цитирую по памяти) Разве это не политика? Разве это не идеологическое столкновение?
( 12 comments — Leave a comment )