?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ЗАСУЧИТЬ РУКАВА!

Рассказывают, что чиновники требуют, чтобы в школах на подоконниках не было цветов, и на стенах ничего лишнего: ни детских рисунков, ни газет. Дескать, и цветы, и рисунки, и газеты – источник пыли и грязи. Забота о санитарном благополучии граждан.
 
Запрет на разговоры, ограничение передвижения, затылок товарища на расстоянии вытянутой руки, а теперь еще голые стены. Загадка для взрослых: как называется такое учреждение?
 
Класс в нормальной школе – это место, где детям удобно слушать учителя и списывать с доски. Поэтому парты стоят в ряд, у доски - учительский стол. На стенах – лозунги, портреты бородатых стариков и дидактические таблицы. И красивые стенды для проверяющих. Всё остальное отвлекает детей!
 
Интерьер класса – это, может быть, важнее, чем «содержание образования». Ребенок 8 часов в день находится в классе. Каким он должен быть?
 
 
Мебель стоит так, чтобы дети могли разговаривать, общаться друг с другом, вместе работать. Поэтому – не удивляйтесь, родители! – мы сдвинули парты и поставили их«большими квадратами». При необходимости дети могут передвигаться по классу, подходить к стеллажам, другим столам.
 
 
На стеллажах много нужных вещей: книги, альбомы, кассеты, карандаши, всякие штучки для опытов, карточки по математике, цветная бумага…  И если такой класс можно сравнить с мастерской ремесленника, то эти вещи – инструменты… Инструментов много: что-то закупают учителя, что-то приносят из дома дети. Порядок такой, чтобы любую вещь любой ученик мог найти и взять за несколько секунд. Поэтому, кстати, все стеллажи у нас открытые. Мы открутили все дверцы у школьных шкафов, чтобы дети увидели, что там лежит, и могли свободно пользоваться этими вещами.
 
И много детских работ! Газеты, альманахи, рисунки, тексты, макеты… Продолжая аналогию с мастерской ремесленника, эти вещи можно было б назвать шедеврами. Без иронии, шедевры – это результат работы ученика, который становится подмастерьем, а и потом мастером. Стены не должны быть пустыми – у нас не дзэн-буддистский монастырь, где послушники по 6 лет созерцают пустую стену. От голой стены веет школьным холодом. Ученик, войдя в класс, должен видеть результаты своего труда – это греет, вызывает прилив сил. Всякие методические таблицы нужны бывают на 1 урок. Их можно прикрепить к доске и потом, в конце урока, снова убрать. А портреты великих можно показывать 1 раз в год, чтобы дети отличали Лобаческого от Циалковского.
 
Ну и, конечно, в классе должны висеть Маршрутные Листы. Наша учеба – это Кругосветное путешествие на КОВЧЕГЕ. Поэтому у учителя вместо наркомпросовского журнала образца 1954 года – Бортовой журнал. А у ребенка - Маршрутный Лист: в папке персональный, на стене общий на класс. Чтобы не сбиться с пути и не сойти с маршрута. Маршрутные Листы, которые висят на стене, должны быть красивые и не страшные. Формат – пол-листа ватмана или целый лист. Вместо «плюсов», по крайней мере, в начальной школе, - цветные наклейки. Это взрослым кажется, что ерунда – а детям радостно.
 
И еще, по крайней мере, в начальной школе у каждого - полквадратного метра площади. Личной. Чтобы поставить корзинку из ИКЕИ и любимую мягкую игрушку.
 
Конечно, не все надо воспринимать буквально. Важно то, что у нас помещение устроено в принципе иначе, чем в казенной школе. Образцовый с точки зрения школьного инспектора класс: стерильные парты, стулья, пол и стены, всё спрятано и закрыто, а на стенах висят таблицы разбора и формулы многочленов – это нежилое помещение. Да, всё должно быть чисто и аккуратно, но не пусто.
 
У ученика, открывающего дверь в такой класс – класс-мастерскую, - должно возникнуть желание засучить рукава и быстрее взяться за работу!