rustam_kurbatov (rustam_kurbatov) wrote,
rustam_kurbatov
rustam_kurbatov

Только детские книги читать

Не любят дети книжки читать. Обидно. И совсем не любят уроки литературы. Что делать?

Что делать? Программу менять. Вот несколько соображений по этому поводу. 

Можно  ходить в театры, смотреть  спектакли и читать после этого книги. Ходили с 6 классом  в Театр Юного Зрителя на генеральную репетицию «Питера Пэна». Произвело впечатление.  Митя сказал: «Классно…» От скептического Мити не часто такое услышишь. А ведь здорово, что на двенадцатилетних мальчишек произвел впечатление спектакль, что-то задело. Что дальше? Конечно, читать. Читать и обсуждать – «выполнять программу», одним словом.
 
 

Чуть более простой вариант – посмотреть фильм и прочитать потом книгу.  Классический подход: сначала текст, потом фильм, может, это и правильно. Но, признаемся, не все дети любят читать. Конено, можно заставить, но… А фильм в состоянии взволновать - и, взволнованный, он, может быть, прочитает  книгу. А разве у взрослых так не бывает? Посмотрел кино – захотелось прочитать книгу.
 
Я не знаю, как иначе сделать, чтобы школьные «неудачники» захотели читать серьезные книжки. Добровольно, без оценок и манипуляций. Потом, конечно же, серьезный литературоведческий разговор: как это написано в тексте, а как показали в фил

 

А можно делать самим Аудиокнигу. Прочитать красиво, записать на диск - чтобы потом другие слушали.  Очень просто - нужен только диктофон и желание учителя.   Особенно  стихи. Стихи надо читать выразительно – так и давайте читать, но не для учителя и ради оценки. Сделаем аудиодиск – дадим каждому по экземпляру. Может,  полюбят -  почувствуют вкус.


Литературный спектакль(!) Прочитать книгу, чтобы поставить спектакль. В начальной школе дети готовы это делать раз в неделю, по пятницам. В средней:  шестиклассники в конце прошлого года радовались как дети, поставив Метерлинка под руководством Маргариты Алексеевны….  Простой вариант – инсценировка готового текста. Сложный – самому придумать текст и сделать сценку.  Когда на обычном уроке учитель предлагает почитать  по ролям, как оживают дети: «Можно я, я тоже хочу!»  Литературный спектакль – больше: и читать по роялям, и двигаться. Двигаться и играть – то, что хотят дети, и не только в начальной школе.

 

Можно читать книгу. Свою любимую книгу. Очень просто и как в жизни: каждый читает то, что хочет.  Трудность только в том, что в классе 15 детей. Но все возможно…

Радикальный вариант такой работы: каждый читает свое и  потом рассказывает. Учитель может подталкивать к обсуждению, сравнению, поиску общих мест… Опыт такого «свободного чтения»  был на спецкурсе в первой четверти этого года с пятиклассниками.  7-8 человек, все мальчишки,  каждый действительно читал, что хотел. Ваня – Макса Фрая, Арсений – Пришвина, Степа – Гоголя, Шамиль – какую-то фантастическую книжку… Один урок тихо сидели в библиотеке и читали, другой урок – рассказывали. Мне иногда казалось, что это не очень интересно: каждый рассказывает свое, общего разговора не получается.  Может, все одну книжку читать будем? «Нет, - сказали дети, - так лучше"

Tags: интересные дела
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments