?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«Моя жизнь монотонна: я охочусь за курами, люди охотятся за мной», - говорил Лис из «Маленького Принца». Это про нас, про школу. Монотонность – вот проблема школы. Похожие один на другой уроки, парты в ряд (как автобусе), почти армейская дисциплина. Дети устают не от труда, а от однообразия и вынужденного безделия: сидеть неподвижно, слушать ответы одноклассников у доски, выполнять команды учителя.

А это дети, еще вчера игравшие в подготовительной группе детского сада. Слишком резкий переход – еще одна родовая травма. Разнообразие, активность, возможность выбора – вот что нужно ребенку. И не только для того, чтоб «не скучал», не из-за баловства – а потому что только так – через игру и деятельность, через движение и общение – он может чему-то научиться.

Итак, учебный день ученика первого (второго, третьего и четвертого) класса в нашей школе.

Первые четыре урока ведет учитель (можно было б сказать «учитель основных предметов», учитывая то, что с первоклассниками у нас по разным предметам работают до 10 учителей, но скажем просто – учитель). Это «основные уроки»: математика, русский язык, чтение, естествознание. Вроде бы обычные школьные уроки, но проходят
они не обычно.

Первое, что бросается в глаза – парты стоят «большими квадратами», сдвинуты вместе два стола – так чтобы можно было работать группе из 3-4 детей. Ведь приятнее видеть лица одноклассников, чем их затылки. Почему в обычной школе парты стоят рядами? Потому что надо слушать учителя, молчать и еще раз слушать учителя! У нас, кроме этого, надо работать. Индивидуально: с книгой, карточками; и в группах: говорить, обсуждать, рассказывать…

Но парты – это не главное. Класс вообще не похож на «класс». Не стенах вместо таблиц «звонких и глухих звуков» - рисунки детей, тексты, написанные ими на разных уроках и, как правило, напечатанные на компьютере. Стеллажи с книгами, ящички с карточками – это индивидуальные задания по математике, русскому языку, естествознанию; материалы для поделок, настольные игры, конструкторы. Отдельный шкаф – уголок для опытов: весы, магниты, емкости для воды, батарейки, лампочки… Дети не сидят за партами весь день, они могут ходить по классу, взять со стеллажа книгу, выбрать карточку с заданием, они могут подойти к учителю, если возникает такая необходимость.

Но и обстановка класса – не самое главное. Уроки проходят по-другому.

Русский язык. В основе – не орфограммы и исключения, а тексты, написанные учениками по разному поводу - «свободные тексты». Возможность выразить себя через листок бумаги для ребенка так же важна, как возможность самовыражения через игру, рисунок, движение. Дети пишут в среднем по два таких текста в неделю. Текст обсуждается с учителем, ошибки правятся. Итог работы – публикация этого текста или в журнале класса,
или в стенной газете. Это важно для любого человека – видеть результат своего труда!

Чтение – постановка литературных спектаклей.

Математика – опора на детский опыт, математика в реальной жизни первоклассника: что можно измерить, подсчитать, сравнить… И система индивидуальных заданий на разноцветных карточках.

Естествознание и история – видеофильмы, опыты, наблюдения, работа с книгами

Два из первых четырех уроков по форме – это «более-менее уроки»: учитель объясняет, ученики поднимают руку, отвечают по очереди. Другие два урока – это индивидуальная и групповая работа. Кто-то решает математические задачки, кто-то пишет тексты по русскому языку или читает книгу. У каждого ученика есть свой план работы – Маршрутный лист. Он планирует свою работу на неделю, отмечает, что удалось сделать. Конечно, учитель  «контролирует процесс»: он может обратить внимание ребенка на то, что ему, например, не удаются примеры на «деление трехзначного числа на двухзначное» и посоветовать взять карточку из соответствующего раздела каталога. «Обратить внимание», «посоветовать» - эти слова не должны удивлять нас, так же, как они не удивляют ребенка уже через 2-3 недели работы в таком режиме. Дети привыкают к свободе - кстати, быстрее, чем взрослые.

Минут десять в конце каждого урока выделяется на групповую работу. Теперь можно разговаривать!

Мы начали с того, что первые четыре урока ведет учитель. Это не совсем так, эти уроки ведут два человека: учитель и куратор класса. Куратор – воспитатель, психолог, «вторая мама», человек, который стремится всегда видеть в ученике ребенка (а не наоборот) – присутствует на этих уроках-мастерских и помогает учителю вести их.

5 урок – обед(!) и прогулка на улице. Кстати, у нас трехразовое питание: завтрак, обед и полдник.

Вторая половина дня:

6-7 уроки – студии. Рисунок, гончарная мастерская, театральная студия, музыка, моделирование, шахматы, хореография. Ученик сам выбирает несколько студий из этого списка. Это важно, чтобы хоть в чем-то была «воля ребенка», хоть где-то он мог чувствовать себя свободным. Запись на студии проводится на одну четверть, за год можно побывать везде и попробовать всё.

Так же после обеда проходят уроки английского языка (2 раза в неделю) и уроки физкультуры (3-4 раза в неделю). Английского языка в начальной школе немного. Ежедневный английский и второй иностранный язык будут в средней школе. Пока дети маленькие, другие приоритеты: рисунок, музыка, спортивные игры - то, что потом не наверстаешь.

8-9 уроки - прогулка на улице, игры. Наша школа действительно находится в «прекрасном уголке Подмосковья», среди елей и сосен в три-четыре детских обхвата, и хочется, чтобы дети могли нагуляться вдоволь и подышать «воздухом соснового леса». Если погода не прогулочная – игры и разные интересные занятия вместе с куратором класса: конструктор, настольные игры, ручной труд (вышивание, лепка, моделирование), ролевые игры, чтение вслух
(давно забытое занятие!). Пусть это покажется кому-то несерьезным, но Игра – самое важное и серьезное занятие для
ребенка семи-восьми лет. Любой психолог скажет, что ненаигравшийся ребенок становится несчастливым взрослым….

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
vse_horosho
May. 30th, 2011 01:02 pm (UTC)
Рустам! С огромным уважением слежу за Вашими постами о школе.
Очень нравится Ваш живой подход к обучению и дела направленные на то, что бы не вычеркивать 10 лет из жизни человека, обучая его "смирению" и подчинению, а действительно - опираясь на любопытство и интерес ребенка, научить его мыслить самостоятельно! Мне видится это очень важным! Спасибо Вам за то, что Вы делаете, не смотря на все сложности, препоны и бессмысленные ограничения государства.

В этом году мы вернулись в Москву из Питера и сейчас я ищу для своей будущей третьеклассницы школу. Была бы счастлива возить к Вам, но уж не подъемно далеко для каждого дня! Может быть у Вас есть информация о хороших начальных школах Северо-Восточного округа Москвы. Школа "Знак", указанная у Вас на сайте, находится как раз рядом с нами, но слегка смущает религиозной отягощенностью.
rustam_kurbatov
Jun. 1st, 2011 06:59 am (UTC)
Екатерина! Буду рад помочь Вам советом. Звоните 89161899382.
mamasdany
Jun. 12th, 2011 10:04 am (UTC)
расскажите, пож-та, подробнее о месторасположении школы, стоимости обучения и условиях.
rustam_kurbatov
Jun. 12th, 2011 07:58 pm (UTC)
О школе можно узнать и почитать на сайте www.covcheg.org
( 4 comments — Leave a comment )