?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Засучить рукава!

Рассказывают, что чиновники требуют, чтобы в школах на подоконниках не было цветов, и на стенах ничего лишнего: ни детских рисунков, ни газет. Дескать, и цветы, и рисунки, и газеты – источник пыли и грязи. Забота о санитарном благополучии граждан.

Запрет на разговоры, ограничение передвижения, затылок товарища на расстоянии вытянутой руки, а теперь еще голые стены. Загадка для взрослых: как называется такое учреждение?

 

Класс в нормальной школе – это место, где детям удобно слушать учителя и списывать с доски. Поэтому парты стоят в ряд, у доски - учительский стол. На стенах – лозунги, портреты бородатых стариков и дидактические таблицы. И красивые стенды для проверяющих. Всё остальное отвлекает детей!

Интерьер класса – это, может быть, важнее, чем «содержание образования». Ребенок 8 часов в день находится в классе. Каким он должен быть?

Мебель стоит так, чтобы дети могли разговаривать, общаться друг с другом, вместе работать. Поэтому – не удивляйтесь, родители! – мы сдвинули парты и поставили их «большими квадратами». При необходимости дети могут передвигаться по классу, подходить к стеллажам, другим столам.

На стеллажах много нужных вещей: книги, альбомы, кассеты, карандаши, всякие штучки для опытов, карточки по математике, цветная бумага…  И если такой класс можно сравнить с мастерской ремесленника, то эти вещи – инструменты… Инструментов много: что-то закупают учителя, что-то приносят из дома дети. Порядок такой, чтобы любую вещь любой ученик мог найти и взять за несколько секунд. Поэтому, кстати, все стеллажи у нас открытые. Мы открутили все дверцы у школьных шкафов, чтобы дети увидели, что там лежит, и могли свободно пользоваться этими вещами.

И много детских работ! Газеты, альманахи, рисунки, тексты, макеты… Продолжая аналогию с мастерской ремесленника, эти вещи можно было б назвать шедеврами. Без иронии, шедевры – это результат работы ученика, который становится подмастерьем, а и потом мастером. Стены не должны быть пустыми – у нас не дзэн-буддистский монастырь, где послушники по 6 лет созерцают пустую стену. От голой стены веет школьным холодом. Ученик, войдя в класс, должен видеть результаты своего труда – это греет, вызывает прилив сил. Всякие методические таблицы нужны бывают на 1 урок. Их можно прикрепить к доске и потом, в конце урока, снова убрать. А портреты великих можно показывать 1 раз в год, чтобы дети отличали Лобачевского от Циолковского.

Ну и, конечно, в классе должны висеть Маршрутные Листы. Наша учеба – это Кругосветное путешествие на КОВЧЕГЕ. Поэтому у учителя вместо наркомпросовского журнала образца 1954 года – Бортовой журнал. А у ребенка - Маршрутный Лист: в папке персональный, на стене общий на класс. Чтобы не сбиться с пути и не сойти с маршрута. Маршрутные Листы, которые висят на стене, должны быть красивые и не страшные. Формат – пол-листа ватмана или целый лист. Вместо «плюсов», по крайней мере, в начальной школе, - цветные наклейки. Это взрослым кажется, что ерунда – а детям радостно.

И еще, по крайней мере, в начальной школе у каждого - полквадратного метра площади. Личной. Чтобы поставить корзинку из ИКЕИ и любимую мягкую игрушку.

Конечно, не все надо воспринимать буквально. Важно то, что у нас помещение устроено в принципе иначе, чем в казенной школе. Образцовый с точки зрения школьного инспектора класс: стерильные парты, стулья, пол и стены, всё спрятано и закрыто, а на стенах висят таблицы разбора и формулы многочленов – это нежилое помещение. Да, всё должно быть чисто и аккуратно, но не пусто.

У ученика, открывающего дверь в такой класс – класс-мастерскую, - должно возникнуть желание засучить рукава и быстрее взяться за работу!

 

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
childrengarden
May. 5th, 2011 07:14 am (UTC)
все больше хочу такую школу для сына! :)
rustam_kurbatov
May. 5th, 2011 09:29 am (UTC)
Спасибо! Приезжайте.
childrengarden
May. 5th, 2011 11:15 am (UTC)
мы очень далеко от красногорска :( часа полтора добираться до школы - это слишком :)
worczun
May. 5th, 2011 03:15 pm (UTC)
Гыгы, а как вам удается отбиваться от Роспотребнадзора? Вы же грубо нарушаете СанПиН :)
odingog
May. 6th, 2011 08:02 am (UTC)
помните у Бродского?

Темно-синее утро в заиндевевшей раме
напоминает улицу с горящими фонарями,
ледяную дорожку, перекрестки, сугробы,
толчею в раздевалке в восточном конце Европы.
Там звучит "ганнибал" из худого мешка на стуле,
сильно пахнут подмышками брусья на физкультуре;
что до черной доски, от которой мороз по коже,
так и осталась черной. И сзади тоже.
Дребезжащий звонок серебристый иней
преобразил в кристалл. Насчет параллельных линий
все оказалось правдой и в кость оделось;
неохота вставать. Никогда не хотелось.

..если за скобками оставить и Слово, и самого Гения, то как раз про нормальную - с серыми стенами и черной доской - я бы сказала "нормативную" школу


odingog
May. 6th, 2011 08:21 am (UTC)
ребенок очень чутко чувствует пространство и правила. возможность свободно передвигаться в классе - почти сакральна.

вспомнилось, как в третьем классе надо было смирно дождаться, пока куратор Л.И. дочитает нам нотации про "карабыль" писать неправильно, надо "корабль", надо слушать друг друга, не обижать и не обижаться, и поиграет с нами в тучу. Туча гуляет, где хочет. Дует ветер, и туча срывается и летит, сама не знает, куда. (опять же метафора свободы).
И вот. Половина ребят были ветром, сидели на ковре старательно дули во все щеки: "гууууу". А остальные носились из угла в угол, выбегали из класса и вбегали обратно(не стучась! ура). С каждым пробегом ветер дул все сильней, туча летела быстрей, а пространство класса, где надо прямо сидеть, тянуть руку и не болтать ногами, "расколдовывалось", оставляя все эти правила далеко позади
( 6 comments — Leave a comment )