?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На двадцать пятом году учительской карьеры (скоро пенсию оформлять за выслугу лет) я понял, что я – слабый учитель. То есть не сильный. «Сильный учитель» - о, как это звучит! «А у вас в школе сильные учителя?» - спрашивают родители. «Мне повезло, у нас в школе были сильные учителя…», - со вздохом вспоминают взрослые люди. «Сильный учитель» - это посильнее, чем «заслуженный учитель» или «отличник системы просвещения»!

Я не могу заставить детей сидеть неподвижно и слушать меня. Особенно в тех классах, где работаю не первый год. Вот приходят 16 юношей и девушек в класс, после урока на химии, где они составляли уравнения окислительно-восстановительной реакции, после «Бедной Лизы» на литературе, теоремы Виета на математике, после десятиминутной перемены, на которой некоторые успели все-таки выбежать на крыльцо глотнуть воздуха, но еще до обеда: обед на следующем уроке, а процесс выделения желудочного сока уже начался, - так вот, приходят эти 16 пубертатных существ и смотрят на меня. Что сказать им?

После 5 часов сидения я должен потребовать от них еще 40 минут неподвижного внимания.

Андрей снял свитер и уткнулся лицом в него – так легче переждать эти 40 минут; Глеб тихонько рисует на листочке свой выдуманный мир – он повзрослел и понял, что не надо провоцировать учителя; Никита смотрит усталым взглядом – у него, отличника, по истории «тройка», не знал, что такое кустарное производство; Вадим – он единственный, кто еще готов играть в футбол, и мой урок для него – скамья штрафников; Карина еще не обсудила с Машей новую прическу Марины; а вот другая Маша, моя дочь, так рада, что она увидела папу и может с ним поговорить – и что? Сели – открыли тетради?

Они смотрят на меня – некоторые в надежде, что я смогу сегодня им сказать что-нибудь такое, что перебьет урчание в животе, желание поиграть в футбол или просто – желание поспать. Мне неловко от этих взглядов. Сейчас потребую тишины и внимания. Смогу ли я им сказать действительно что-нибудь важное?

Трудно учить тех, кого любишь.

 

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
ljtimes
Apr. 13th, 2011 09:22 am (UTC)
Ваш пост опубликован в LJTimes
Редакторы LiveJournal посчитали ваш пост интересным и добавили его в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes
uauu
Apr. 13th, 2011 09:42 am (UTC)
Да коллега, я тоже слабый учитель,со стажем-прорвемся-это просто весна.
vallydol
Apr. 13th, 2011 09:44 am (UTC)
Зачёт по педагогике я дотянула до компота.Просто мне не нравился преподаватель,да и сама теория как-то не влекла. На прощание помимо прочего доцент сказал: "Из Вас никогда не получится хорошего педагога - Вы слишком любите людей".
Конечно,я работаю не со школьниками,а со студентами и,может быть,пока несущественная,в общем-то,разница в возрасте позволяет мне зачастую дружить с ребятами,насколько это возможно,и зачастую позволять им горланить обсуждать на занятиях темы,совершенно отличные от заявленной темы семинара(патамушта хочу,чтобы они умели мыслить и были незашоренными),и общаться вне занятий.
Наверное,я тоже не сильный педагог по приведённой классификации.Зато меня уважают,прислушиваются и просят совета(вот такая нескромность).
roma_nowa
Apr. 13th, 2011 10:04 am (UTC)
"Трудно учить тех, кого любишь".
Это, пожалуй, и правда.
Я когда любила их, многое им прощала. И отметки завышала (хоть чуточку).
Но признание доцента - вам нельзя в учителя, вы слишком любите детей- просто ужасное!
Когда ученики чувствуют любовь к ним, они готовы и выучить уроки)))
Совесть заговорит: он к нам вот как , а мы?
kir_next
Apr. 13th, 2011 10:29 am (UTC)
самое интересаное, что именно в этих случаях тебе и получается сказать или передать нечно важное, то, что будут вспоминать спустя пять-десять лет. Как приятно было сидеть на твоих уроках, какая домашняя атмосфера была, как интересно было пошутить или поворчать. Историю многие учат на своей жизни, поэтому у некотрых она похожа на вторую мировую, а у некоторых - на Ялтинскую конференцию.... Кому как повезло с учителем....
klassnyjournal
Apr. 13th, 2011 11:07 am (UTC)
это было почти первое, о чем я задумалась после первой недели работы.
Спасибо большое!
terra_irrornita
Apr. 13th, 2011 12:40 pm (UTC)
Слабость учителя не в дисциплине учеников. Слабость учителя (если он действительно слабый) в том, что он не умеет заинтересовать голодных учеников. А отсюда и хромая дисциплина.
Я помню, что интересный рассказ о химических элементах заставлял мой желудок молчать.
sovaos
Apr. 13th, 2011 12:46 pm (UTC)
"Трудно учить тех, кого любишь". Очень трудно, но как здорово!
И не люблю я сильных учителей, и добреньких не люблю. Люблю просто хороших и любящих, детей, себя, свою работу, которую и работой-то назвать нельзя, потому, что в ней вся жизнь.
Просто учитель, но с 30-ти летним стажем (ужас! :-))
anolka
Apr. 13th, 2011 01:17 pm (UTC)
Трудно учить тех, кого не любишь:)))
А с любимыми можно позволить себе быть "слабым" или просто "свободным от условностей".
В принципе, посадить по струнке и добиться тишины опытный учитель может одним взглядом, но не все готовы одаривать таким взглядом. Я, например, тоже за то, чтобы иногда позволить ... отвлечься, но экзамен обязательный сдавать надо, и... как истинная женщина могу позволить быть слабой, но приходится становится "сильной". А больше всего люблю 12, где можно быть просто самой собой, и где понимаешь друг друга с полуслова.
desreiniger
Apr. 13th, 2011 07:20 pm (UTC)
Я тоже думаю, что не надо усугублять подростковые стрессы - им и так им хватает. А уплотнённость восприятия знания на разных уровнях можно скорректировать плавным diminuendo в сценарии проведении урока. Кстати. насколько сведения непосредственно из компьютера можно использовать в ходе урока как пояснение?
morozovsb
Apr. 14th, 2011 12:56 am (UTC)
Вы не слабый учитель, Вы просто не учитель. Да и учеников Вы по сути не любите. Может быть вам следовало заняться чем - нибудь другим?
sophire
Apr. 14th, 2011 07:28 am (UTC)
поддерживаю =)
сильный учитель не тот, у которого все сидят по стойке смирно, а тот, у которого ХОЧЕТСЯ сидеть и погружаться в урок, а не мечтать лицом в свитер.
А это не учитель - а так, безликая масса, простите. =)
Такие после школы не запоминаются.
(no subject) - alina7591543 - Apr. 14th, 2011 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alina7591543 - Apr. 14th, 2011 07:08 pm (UTC) - Expand
len63
Apr. 16th, 2011 08:23 am (UTC)
из Гессе
"...мягкое сильнее твердого, вода сильнее скалы, любовь сильнее насилия"
rustam_kurbatov
Apr. 16th, 2011 10:04 am (UTC)
Спасибо, друзья. Как-то тепло и хорошо вы всё это написали. Прямо весеннее настроение.
cloud09
Apr. 18th, 2011 12:42 pm (UTC)
точка зрения родителя
я считаю что Сильный учитель это тот кто берет на себя ответственность за удачи и промахи любимых и нелюбимых, и вообще всяких. А Слабый учитель перекладывает эту ответственность на ученика, родителей, воспитание и пр.
( 17 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek