Что делать с теми, кто не слушается? Не слушает, что говорят ему взрослые: на уроке и, тем более, на перемене? Дерётся, отнимает чужие вещи, дразнится — сейчас говорю о начальной школе.
Есть два педагогических способа воздействия: наказать и приласкать; оба хороши; приласкать — в смысле: обнять, погладить по головке, спокойно объяснить, что так делать не надо, потому что такие дети, как правило, нуждаются в понимании и любви.
Иногда помогает, но проблема в том, что агрессия — это инстинкт, её корни — в бессознательном, ребёнок хочет хорошо вести себя, но не может. Соблюдать правила — такое же знание и умение, как знание таблицы умножения или умение писать ровные буквы в тетради — и этому тоже нужно учить.
Каждый день, двадцать минут — маленький сбор класса, где обсуждаем: не поведение и не дисциплину, а получилось ли «вести себя по-взрослому» и все случаи агрессии: почему ты сделал так и как можно было бы сделать иначе — всё это проговариваем; через слово инстинктивное вытаскивается наружу, переходит в плоскость сознательного.
Эту проблему, агрессивного поведения, можно сформулировать и так: как научить ребёнка выполнять правила. Ясно, что для этого они, правила, должны существовать в ясной и простой форме, но этого мало.
Ученик имеет возможность принять участие в обсуждении и выработке этих правил. Дети очень серьёзно и по-взрослому относятся к этому и очень придирчиво следят, чтобы правила, принятые ими, выполнялись.
Это трудный путь — но кто может предложить другой, более лёгкий? Человек — ребёнок или взрослый, имеющий возможность обсуждать и принимать правила совместной жизни, по-другому начинает относиться к реальности и к самому себе: в каком-то смысле, это основа становления здоровой личности.
Французы, и это с их двухвековой традицией демократии, рассказывают, что два-три месяца уходит на выработку первого правила жизни коллектива класса — правила использования в школьном туалете куска мыла.