rustam_kurbatov (rustam_kurbatov) wrote,
rustam_kurbatov
rustam_kurbatov

Categories:

ДЕМОКРАТИЯ И КУСОК МЫЛА

Что делать с теми, кто не слушается? Не слушает, что говорят ему взрослые: на уроке и, тем более, на перемене? Дерётся, отнимает чужие вещи, дразнится — сейчас говорю о начальной школе.

Есть два педагогических способа воздействия: наказать и приласкать; оба хороши; приласкать — в смысле: обнять, погладить по головке, спокойно объяснить, что так делать не надо, потому что такие дети, как правило, нуждаются в понимании и любви.

Иногда помогает, но проблема в том, что агрессия — это инстинкт, её корни — в бессознательном, ребёнок хочет хорошо вести себя, но не может. Соблюдать правила — такое же знание и умение, как знание таблицы умножения или умение писать ровные буквы в тетради — и этому тоже нужно учить.


Каждый день, двадцать минут — маленький сбор класса, где обсуждаем: не поведение и не дисциплину, а получилось ли «вести себя по-взрослому» и все случаи агрессии: почему ты сделал так и как можно было бы сделать иначе — всё это проговариваем; через слово инстинктивное вытаскивается наружу, переходит в плоскость сознательного.

Эту проблему, агрессивного поведения, можно сформулировать и так: как научить ребёнка выполнять правила. Ясно, что для этого они, правила, должны существовать в ясной и простой форме, но этого мало.

Ученик имеет возможность принять участие в обсуждении и выработке этих правил. Дети очень серьёзно и по-взрослому относятся к этому и очень придирчиво следят, чтобы правила, принятые ими, выполнялись.

Это трудный путь — но кто может предложить другой, более лёгкий? Человек — ребёнок или взрослый, имеющий возможность обсуждать и принимать правила совместной жизни, по-другому начинает относиться к реальности и к самому себе: в каком-то смысле, это основа становления здоровой личности.

Французы, и это с их двухвековой традицией демократии, рассказывают, что два-три месяца уходит на выработку первого правила жизни коллектива класса — правила использования в школьном туалете куска мыла.

Subscribe

  • ОДИННАДЦАТЫЙ КЛАСС ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КИНЕМАТОГРАФА

    А с одиннадцатым классом мы просто смотрим фильмы. Что с ними еще делать? Когда кругом экзамены, можно хоть что-то делать просто так, для себя.…

  • ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ (В ШКОЛЕ)

    Вопросы о смысле жизни, о добре, любви, человеческих отношениях, устройстве мира естественны для подростка. Философские вопросы. Но текстов по…

  • Устная история - программа курса

    Мы изучаем историю не только по учебникам. Исторические документы, фильмы, художественная литература. Но есть еще один потрясающий исторический…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment