?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По дороге на завтрак зашел
На литературу в седьмой класс
И просидел до звонка – хокку писали.

Вот мой ответ Алексею Олейникову,
Самураю классической литературы
Самураям других предметов тоже.



Цель урока, как известно – творчество,
А не оценка, не успех,
В случае с хокку – это прозрачно.

К звонку написать про осенний лист и лягушку!
От первого знакомства до шедевра –
Сорок минут.

Другой задачи просто нет:
Ни знать, ни уметь, не учить наизусть –
Только три строчки – и от себя.

А как сформулировать Задачу
На уроке физики, химии,
Истории, биологии, английского языка?

Первую часть кончим на том:
Если нет творческой задачи –
Отпустите детей на улицу.

***
Второе: путь к решению ее -
Без конкретики предмета:
Через Наблюдение и Непонимание.

Наблюдение: вчитывание, вслушивание,
Можно долго и без анализов
Читать Мацуо Басе.

Не успел я отнять руки.
Как уже ветерок осенний
Поселился в осеннем листке.

***
Непонимание: а ведь это не похоже на
Я помню чудное мгновенье;
Чем?

- Нет женщины и любви – есть природа,
Нет рифмы – только ритм,
И всего три строки,

Есть какое-то время года,
Да и природы нет – только лягушка и листок.
И что-то происходит внутри.

Это было третье соображение:
Путь лежит через легкое не-до-понимание,
И взгляд со стороны.

***
Написать свое хокку –
Все ж таки – сверхзадача,
Вначале можно потренироваться.

Можно дать первые две строчки
И попросить дополнить третьей.
Как бы угадать, подставить.

Подражание – это тоже творчество.
Не копирование,
А выражение себя в новой форме,

Три строчки, написанные учеником –
Это не классическое хокку,
Что-то новое, на границе своего и Мацуо Басе.