?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

КРУТОЙ БЕЙДЕВИНД

Чему? Чему учить-то будем? От литературы до математики, от первого класса до одиннадцатого - есть ли какой общий ответ?

Первые тридцать лет моего педагогического стажа он был у меня, этот ответ: «Тому, что ребенку интересно!». Время было разбрасывать камни советской школы и выкорчевывать схоластику - надо сказать, получилось. Но девушка Даша, развалившаяся на моем уроке про Данте, своим стоном: "Мне это не интересно", - вернула меня на круги школы.



Сейчас я вижу в таком решении проблемы проявление левого педагогического популизма, который, как любой популизм, крайне привлекателен, с одной стороны, и крайне уязвим для критики, с другой. Математика, допустим, вообще может быть не интересна ребенку. Иностранный язык тоже. Список можно продолжить.

Еще меньше нравится мне и такой популярный ответ: "Тому, что в жизни пригодится". Понимаю, что и он - реакция на ту школу, которая мало в жизни пригодилась, но такой откровенный прагматизм вызывает скептицизм. Говорю это авторитетно, как преподаватель курса История культуры - "Самого ненужного в школе предмета".

В той, старой, школе не сильно парили себя этим вопросом: во-первых, были кем-то утвержденные программы, во-вторых, учить надо было все, что накопило человечество - авось пригодится.

Так что ж?

Ясно, что никакой другой школы не получится, если не решим вопроса ЧТО? - содержания образования. И если ответ "От интереса ребенка" недостаточен - то как же тогда?

Сейчас будет метафора, потому что философским языком затрудняюсь это выразить. В юности плавал - ходил! - на катамаране, бороздя просторы Конаковского водохранилища, и открытием для меня стало, что максимальная скорость достигается, когда, поймав ветер, идешь против него под острым углом - против ветра!

Так же и с интересом: поймать его парусом и под острым углом!

Если метафора вам не убедительна, то можно так сказать: обдумывая программу курса, решая, какие темы взять, а какие упустить, две вещи мне важны: чтоб это хоть как-то могло задеть Интерес и опереться на Опыт и, второе, чтоб нервные клетки пришли в движение и образовали новые связи - Мышление. Вот на пересечении этих двух прямых - вся программа образования.

Образование - оно же в том, чтобы на вещи простые и привычные посмотреть с другой точки зрения, чтобы посмеяться над здравым смыслом.

В каком-то смысле, учить стоит тому, что неинтересно - потому что тому, что интересно, ребенок научится сам. И тому, что не пригодится в жизни, потому что годится только к экзамену готовиться.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
(Deleted comment)
( 1 comment — Leave a comment )