?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В любом случае, у нас есть на это сорок минут – Урок. Перемены – они везде перемены, и финские дети не отличаются ничем от африканских. Урок – только тут можно что-то сделать. Лучше, конечно, когда их два.

Сергей В., любимый учитель, опоздал. И мне дали два класса – 22 человека. Понял, чего не хватало раньше -
драйва государственной школы. Опоздал он на два урока – и мне дали целых два урока! Подряд! В двух классах!



Хочу поделиться радостью, как все было: пять минут мы здоровались друг с другом, двадцать минут они читали текст о свадебном ритуале (изучаем жизнь русского крестьянина), разделив его (текст) пополам с соседом, не хихикая, а это был девятый класс. Потом десять минут рассказывали половинки соседу, по очереди, каждый из двадцати двух говорил пять минут – можно сказать, побывал у доски. За урок мы сделали всю школьную задачу: ознакомились с новым материалом, закрепили знания наши и проверили их тут же.

Звонок.

А потом все началось:
Кому что не понятно? Что не укладывается, кажется странным, диким, не-так-как-у-нас; что выводит из-ума.

«Школе остается одно – учить о-задачиваться» Анатолий Ахутин.

Разумеется, в группах. Одиннадцать групп о-задачились так: Что вообще с этой «традицией» делать: следовать или просто изучить? Почему молодица становилась полноправной хозяйкой только после рождения мальчика?
Почему в этом ритуале все время что-то делают с волосами невесты? Почему жених и невеста почти не участвуют в этом деле – за них все делают друзья – дружки? С чего это свадебную кровать стелили в хлеву? Обычно невеста на свадьбе бывает веселая и активная – а почему тут она должна «обезножить» и двое суток причитать? Почему вопрос о «честности невесты» беспокоил кого-то, кроме жениха? Это вопросы, поставленные перед «теми людьми», если вдруг мы отправляемся в русскую деревню на два столетия назад. А, может, это вопросы самому себе.
Главное умение учителя – задавать хорошие вопросы или Доводить учеников до состояния непонимания. На этом можно было бы урок закончить, но осталось еще немного времени.

Выбрали проблему – про молодицу и рождение мальчика, каждая группа предложила интерпретацию, я последним был по списку, слушали внимательно.

Звонок.

Один урок иль два подряд? Когда бы не спеша и без затей, то было б лучше для детей – два, и я тому был бы рад. Первый – это вместо домашней работы, без которой мы живем до восьмого. Учить работать самостоятельно?
Прямо тут, в школе!

Можно, в старших классах, дать заранее прочитать,
тогда первый урок состоится дома, а второй будет взрослым семинаром.

Всем ли читать один текст или половинки? Если текст глубокий – вглубь – то один всем, если вширь - напополам интереснее.

Если не текст, а фильм? - А какая разница: читать или смотреть? На худой конец, когда ни текста, ни фильма – сойдет и мой рассказ.
Оценки! Оценки как ставить? Есть два этапа работы – два уровня: репродуктивный – знание и повторение и продуктивный – понимание и непонимание. За взятие каждой высоты– «пятерка».

Не-понимание – высшая точка! Над чем это заставили задуматься? Как изменилось твое виденье? Что осталось непонятным на уроке? Вопросы тут ставит ученик. А если уж учитель - то только такие, на которые он не знает ответа сам.

Домашнее задание? В средней школе - провести урок для родителей, в дверном проеме через неделю проверяю подписи.

Работа без итогового текста – время на ветер. Письмо оформляет – дает форму – мысль. Писать можно и дома: это нигде не спишешь, тема работы же – неповторимая: ответ на собственный вопрос.

А еще можно в средней школе уроков восемь провести за неделю – будет такое погружение в тему. Это очень хорошо, но не обязательно.