rustam_kurbatov (rustam_kurbatov) wrote,
rustam_kurbatov
rustam_kurbatov

Category:

ШКОЛА КАК ПАНОПТИКУМ

«Дисциплина падает», - пробурчал Петрович, водитель школьного автобуса, проходя мимо тел старшеклассников на диване. «В Лицее Ковчег очень слабая дисциплина», - из отзывов родителей.

Дисциплина, от французского «un disciple» - ученик, последователь. Ученичество – всегда дисциплина.

Учитель у-чит – то есть чит-ает, «читать курс» - язык навязывает нам лекционную форму занятий. Ученик слушает: послушно, ослушаться, неслух – идея дисциплины в русском языке связана со слухом, а не со зрением или нюхом, к примеру.


Есть еще вольные слушатели и послушники – как в монастыре. В школе вообще много от монастыря: учитель читает урок ex cathedra, ученики слушают, потом - распределение Даров в пятибалльной форме.

Не говорю уж о таких добродетелях, как «усидчивость» и «прилежание» - и так понятно, что Школа мыслится как место, где все диссипли тихо слушают, как мэтр читает урок.

Латинское «дисциплина» вполне можно заменить славянским «послушание»: тут и монастырский контекст, и указание на уши как орган познания.

- Как у вас, в Лицее Ковчег, с послушанием?

- Падает послушание, падает…

- Послушники восьмого класса…

Разговор с учителем литературы:

- Ну зачем, зачем Вы даете им тест на пол-урока? Лучше б устно…

- Проверить знание текста, подготовить к… Если честно, это просто хороший способ дисциплинировать их на последнем уроке.

… и с учителем математики:

- К доске вызывать - трата времени только и никакого смысла…

- Что Вы! Это очень держит – дисциплинирует учеников…

Вызовы к доске, письменные опросы, звонки на уроки, парты в ряд, поднятые руки, дневники – и многое еще в современной школе к образованию не имеет отношения.

Один смысл - дисциплинировать ученика.

Школа современного вида возникла одновременно с фабрикой, всеобщей воинской повинностью, тюрьмой и психиатрической клиникой – Мишель Фуко «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы».

Регламентация времени: начало и конец работы строго по звонку – как на фабрике. Упорядочивание пространства: ряды учеников – как военный строй. Контроль за телом: школьная форма, прическа, требование «прямой спинки», культ чистописания, регламентация способа поднятия руки, необходимость работать в едином темпе и синхронно выполнять команды – всё это сближает ученика с солдатом и рабочим фабрики.

В 18 веке один просветитель нарисовал эскиз идеальной тюрьмы, которой дал название Паноптикум: надзиратель, находясь в центре пространства, со своего рабочего места, может наблюдать за всеми заключенными. Большинство современных школ являются реализацией идеи Паноптикума: завуч, идя по коридору, может видеть через стеклянные перегородки классов всех учеников школы, ровными рядами сидящих. Стеклянные перегородки – думается мне, дело не только в требовании СанПиНа к освещению школьных помещений.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments