?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

НЕ ОБЕЩАЙТЕ ДЕВЕ ЮНОЙ

- Вы вообще-то в вечную любовь верите?
- Ну, гм, ну, бывает...
- Понимаете, РИ, девочка - это такое существо...
И только три девушки, сидевшие у окна, сказали в голос:
- Верим!

В каком классе можно слушать с ними Окуджаву? Чтоб еще не рано, уже не поздно? И можно ли его в школе: в сорок минут между контрольной по математике и английским тестом? Если можно, то просто слушать или все ж проникать вглубь, избегаю слова "анализ".

Ясно дело, для проникновения нужны хорошие вопросы. Хороший вопрос - главное в образовании. Который от искреннего непонимания, от столкновения привычного и непривычного и невозможности втиснуть второе в первое. Треск мозгов, скрежет зубов и новые нейронные связи.

Но что такое "хороший вопрос" в литературе?



Что значит это слово, как понял фразу, хороший герой или плохой и, не дай Бог, как бы себя повел на его месте? - Все не то, не литература это.

Хороший вопрос - вопрос к форме: Как простые обычные слова и мысли, которые сам думал, о-формляются - становятся волшебными.

Из какой-то деревяшки,
Из каких-то грубых жил,
Из какой-то там фантазии,
Которой я служил...

Два подхода возможны, думаю: Не читая текста еще, сам написал на тему и сравнил потом (1); Прочитав текст, зацепиться за слова и сочетания слов, которые «не такие» и поэтому в-печатляют (2).

Первый ход: напиши, можно устно, сочинение на тему: "Не обещайте деве юной любови вечной..." или "И все такое молодое, и все как будто на века". После чего можно слушать Окуджаву.

И все-таки, это довольно грубый прием: он настраивает нас на общий план, на глобальные разно-чтения. Грубый, но сильный: на тинэйджеров действует гарантировано.
Второй ход деликатнее. Послушать и спросить: О чем? Что услышали? Какое настроение? А потом  увидеть, приглядевшись к форме, что все не совсем так. Не совсем то.

- Что услышали? Ну, о войне. О любви, которую не надо обещать. Почему? Так, меняется все в жизни, а может, и от того, что убьют. Настроение? Довольно веселое: особенно про шампанское рекою. Крест? Ну, крест... Может, который на ленте носят или в петлице - судьбою он уготован кавалергарду.

Это первое чтенье-слушанье. И все эти недоразумения - не от непонимания смысла отдельных слов, нет! А от восприятия текста напрямую, как череды обычных слов. Деревяшек и грубых жил.

Вот и задача: через слова, играя как бы в ассоциации - потому что слово бесконечно в значениях, - проникнуть в душу и поджечь.

Я немножко упростил их ответы на вопрос: Что тут слышишь? Были и другие: Песня как бы веселая и грустная одновременно, там все "как будто" радостное и молодое, а потом наступает "но" - и командир уже в седле, да и с крестом в грядущей мгле - все ясно. Бывают дети, которым дано.

Остается только конкретизировать их догадку. Две темы как две мелодии звучат тут: Веселья и Смерти.

Век сладок, поет труба, звон сабли – где-то! Рокочет голос струнный, юные забавы, сладок мир подлунный, смеясь, течет шампанское! Рекою! Молодое! На века! - вот первая мелодия текста, тут все сладкое и все рокочет. Музыка и Сладость!

Но командир уже в седле, лежит тревога на челе - двойное это "но" ломает все пополам, Кровь не пролилась, назначен грядущей мглой,  - тема смерти, которая начинается командиром в седле и тревогой на челе, завершается мглой и назначенностью - предрешенностью

А еще интересно, но таких догадок не было, ведь это первая песня Окуджавы, которую слушаем, про "век не долог" и "как будто на века":

Век не долог, юные забавы напрасно пытаетесь продлить, Все под рукою - как будто. И жизнь короткая проносится и тает, Наша судьба - то гульба, то пальба, Все слабее запах очага и дыма, А шарик вернулся...

И это на фоне вечности: Моцарт на старенькой скрипке играет, А над головами - лишь земля и небо, На веки вечные мы все теперь в обнимку...

Вечность - это и Моцарт, и Пушкин, и грядущая мгла.
Кавалергарды, век не долог, И потому так сладок он!

Comments