?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

May. 5th, 2016



-А как вы понимаете, что такое "демократия"?
- Демократия? А.. это то, что у нас было в прошлую пятницу,
Когда вы нас на Совете спрашивали...

Первая волна демократизации прокатилась по школе
Десять лет назад:
Первым решением демократически выбранного Совета Школы
Тогда была отмена Спецкурсов - уроков по выбору и
Возврат к обычным урокам, без выбора, -
И на этом демократический процесс затормозился.
***
События в стране и мире заставили вновь взяться за это дело:
- Дети, мы хотели спросить вас...
- Это где ж видано, чтобы в России кого-то спрашивали?
Восьмой класс.

Почему так быстро все свернулось в нашей стране?
Не в человеке ж у власти дело и не в телевизоре -
В непривычке нашей к гражданской жизни:
В теории, конечно, понимаем,
Но практики-то не было.

Каждую неделю класс собирается на Сбор:
Сбор - это место и время, где каждый имеет Право слова;
Можно спорить, не соглашаться, голосовать, предлагать;
Вопросы жизни класса решаются здесь же,
Школьные - на Совете Школы:
По одному представителю от каждого класса.

***
Подводим итоги первого года работы:
- Скажите, а было ли, что вы на Совете Школы
Что-то решили, и это было реализовано?
- А вот... Проголосовали, чтоб в классах поставили
Корзины для мусора, и нам сказали, что их уже скоро поставят.

Не легок путь к демократии.

***

- Приведите пример, когда люди совместно, на основе обсуждения, решали значимые для них вопросы...
- Ну вот, в песочнице, например...
Правильный ответ: греческий полис; урок истории в 10 классе.

Задачу можно сформулировать так:
Учить жить детей в гражданском обществе,
Даже если его нет и в ближайшее будущее не будет.

***
Три месяца обсуждали систему выставления оценок:
Вовсе без оценок, Пятибалльная, Стобалльная;
По полной демократической процедуре:
Сборы классов, Собрания учителей, Совет школы,
Потом во втором чтении - по второму кругу.

И вот результат:
Седьмой-восьмой класс голосовали на сборах за 100 баллов -
Совет решил, что у них должна быть пятибалльная система;
Пятый-шестой просил себе пятибалльную -
Им проголосовали за стобалльную...

За процедурой следили самым жестким образом.

***
Проще прошел плебисцит по другой статье Конституции:
Как кого за что наказывать;
На обсуждение было выставлено два варианта:
Помягче и списанный с правил английского пансиона.
Помягче: когда у взрослого терпенье лопнет,
После сотого предупреждения, только тогда - выговор.
Перевод с английского: три замечания - выговор,
Три выговора - отчисление.

Учителя, понятно дело, голосовали за первый - гуманисты!
Народ - за второй; он и прошел.

***
Остальные статьи Конституции голосовали в ускоренно,
Конец года поджимал;
Учителям и старшеклассникам было предложено
Ознакомиться с десятью страницами текста,
И внести предложения, уточнения, изменения:
Итогом стали три строчки инициатив от педколлектива
И четыре страницы мелким шрифтом - от десятого класса.

***
Измотала меня, директора, вконец эта демократическая процедура: после пяти обсуждений одного вопроса на разных советах разного состава найдется непременно кот-то, кто скажет: а со мной этот вопрос не обсуждали, это Ваше единоличное решение.

Как Черчилль терпел эту демократию всю жизнь?

***
А что делать? Что делать-то? В Советском Союзе была лучшая школа, с лучшей математикой, физикой и литературой - а страна развалилась. Чего-то не хватало. Какого-то школьного предмета...

Ведь демократия - навык гражданского поведения - не рождается сам-по-себе, ему нужно учить. Как учим мы таблицу умножения или спряжения неправильных глаголов.