?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Давным-давно это было, еще в индустриальную эпоху,
Школа современного вида только увидела свет,
Времена были трудные: нужно было обучить
Будущих работников фабрик и солдат
Читать, писать и считать – как можно быстрее,
Да и книжек тогда не хватало,

И поэтому все должны были слушать учителя –
Объяснение учителя –
Никто другой объяснить ничего тогда не мог.

Шли годы: печатные издания проникли в школу,
Радио, телевидение, интернет! Но…
- Послушайте мое объяснение…
- Вы все поняли, что я объяснил?..
- Это хороший учитель, он понятно объясняет!

Звонок на урок.
- Вот вам книги: учебник и другие,
А можно посмотреть фильм,
Или - вот задачки, которые надо решить,
Работаем!

Я, учитель, конечно, знаю много,
И, понятно, лучше моего объяснения ничего на свете нет,
А картина класса: ученики, жадно ловящие каждое мое слово, -
Радует глаз.

Но держим себя в руках: говорим как можно меньше,
Не мешаем им работать своими разговорами.
Потому что настоящая работа – это когда сам:
Сам читаешь, смотришь, говоришь, делаешь,

А слушаешь?
Слушаешь – это так, работа в сберегающем режиме,

Можно задавать вопросы: соседу,
А если он не ответит – то и учителю,
Можно говорить шепотом, вполголоса,
Можно подойти к стеллажу с книгами.

Иногда такие уроки у нас проходят в библиотеке,
В читальном зале: шелест страниц и шепот учеников,
А еще тихая музыка, чуть слышная: Бах, Вивальди, Моцарт,
Время от времени кто-то подходит и тихонько спрашивает –
Но это не мешает мне слушать музыку: шепот и шелест…

Это музыка самостоятельной работы.

А некоторые уроки проходят в компьютерном классе:
Они ищут что-то в интернете или печатают свои тексты,
Клавиатуры двух десятков компьютеров –
Как оркестр клавишных инструментов,
В ритме ударов по клавишам слышится Моцарт,
Увертюра к Nozze di Figaro

Я очень люблю такие уроки –
Уроки тихой и самостоятельной работы –
Потому что все делают дело, работают,
А от работы в школе еще никто не уставал,
Устают от безделия и необходимости слушать
Объяснение учителя.

Несколько методических теперь рекомендаций:

Задание может быть общее для всех учеников или
У каждой группы, что интересней, – свое.

Время такого урока может быть поделено:
Сначала – совсем самостоятельно и тихо
Каждый читает свое,
Потом, негромко и вполголоса, обсуждаем
Прочитанное - в парах, группах.

Нельзя сказать детям просто:
- Вот, читайте…
Бывает нужно направить и объяснить (!),
Дать список вопросов, допустим.

Главное: все начинается с самостоятельной работы учеников:
С чтения, решения задач, поиска информации,
Просмотра фильмов, экспериментов и опытов,
Обсуждения, вопросов, догадок и попыток –
Урок начинается с работы,
А не с объяснения материала учителем.