?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ УМА


Когда любые знания получаются простым нажатием
Двух клавиш в поисковой системе –
Остается одно, и это есть главная задача урока –
Учить думать самостоятельно, или просто –
Учить думать.

Думать — не надо никаких специальных технологий и приемов. Всё искусство учителя заключается в умении задавать
Хитрые и каверзные вопросы.
Вопросы, на которые нет очевидного ответа
Или есть несколько ответов,
Или даже учитель не знает, есть ответ или нет.

Но есть и более сильное средство, эдакое суперупражнение По обучению навыку мышления — квинтэссенция думания.
Дать возможность ученику самостоятельно задавать вопросы; Они могут быть разные: обычные и хорошие.

Хороший вопрос — от столкновения нового и привычного, От невозможности вложить новое в готовую матрицу.
Это не просто «я хотел бы знать» — а «я никак не могу понять». Когда обычного понимания уже мало, ума не хватает —
Нужно выйти за пределы ума.
Такие «выходы за пределы» и есть развитие нашего ума. И способности мыслить.

Мастерство учителя заключается в том, чтобы
Доводить ученика до состояния удивления, даже – изумления:
Учить удивляться.

- Гм… Удивляться? Любой пятилетний забросает вас своими Как? и Почему?

Да, но - у маленького ребенка – это, скорее, любопытство:
А сколько? А где? Кто больше? Хочу все знать!
Этому любо-пытству и –знайству учить, конечно, не надо.

Удивление – дело другое, трудное и взрослое:
Я вроде уже знаю, но понять не могу -
В голове не укладывается.
Удивление не возникает само-по-себе.

И взрослый, и ребенок, экономя свою нервную энергию, предпочитает не заострять проблемы, сглаживать непонимание, делать вид, «что так и должно быть».
- Что вам тут не понятно?
- Все понятно вроде.
- Отлично, идем дальше…

Для начала, учитель должен перестать «объяснять» -
А, не стесняясь, показывать свое искреннее непонимание.
А дальше - просто подводить ученика к недоумению, радоваться хорошим вопросам, всячески их поддерживать.

Ставить пятерки за них!

С точки зрения когнитивной психологии, невозможность вписать новую информацию в существующую матрицу приводит к возникновению новых нейронных связей – то есть способствует развитию нашего мозга.

А философ бы сказал, что такое сомнение -
Из-умление -
Заставляет человека заново искать ответы на, казалось бы, Привычные вещи, и это единственное противоядие от
Готовых схем и шаблонов, навязываемых человеку извне,
Иначе просто нельзя быть свободным человеком.

Школа без уроков, звонков и классов, оценок, домашнего задания и вызовов к доске – остается школой, если там не учат сомневаться.

И если в конце обычного урока часто учитель просит
Написать в тетрадке вывод:
Что я понял на сегодняшнем уроке? –

Логично будет предложить ученику написать:
Что я не понял на сегодняшнем уроке?
Что меня больше всего удивило?
Что никак не укладывается в моей голове?

Или:
Изменилось ли как-то мое мнение по вопросу в
Результате обсуждения его на уроке?

- А если не изменилось, двойку что ли поставите?