?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Закон Группы

Запись опубликована Школа как МАСТЕРСКАЯ. Пожалуйста, оставляйте комментарии там.

Теперь в средней школе у нас по 16 человек в классе.

Много, особенно для «устных уроков». Конечно, не  как в массовой школе,  но один неприятный вопрос: как опросить эти 16 человек?  В школе-то просто: по очереди к доске и письменный опрос.

К доске не вызываем: полурока слушать монологи 3- 4 учеников? Да и как остальных заставить сидеть и слушать? Это в школе:  учитель повел бровью – все замерли…

Письменный опрос –  хорошо, но когда ж говорить, если не на «устных уроках»?

Да, еще можно «беседовать с классом».  Учитель упоенно ведет разговор с двумя-тремя самыми невыдержанными (не всегда умными) детьми, а остальные?

Выход есть.

Работа в группах.  5-10 минут на уроке ученики обсуждают вопрос в группах, по 3-4 человека.  Эти минуты – самое толковое время урока!  Ученики друг другу пересказывают материал – делают рутинную, но необходимую работу. Потом один человек от группы выходит к доске.

Давайте на примере…  Тема – Отечественная война 1812 года.

1.     Начало войны, Бородинское сражение.

2.     Французы в Москве.

3.     Русский народ и нашествие.

4.     Изгнание Наполеона из России

Два варианта – два сценария такой работы.

Первый сценарий.  Каждая группа готовит один из вопросов и «докладывает» его.  Вариант  хороший и проверенный. Есть трудность:  другие  вряд ли внимательно будут слушать этот рассказ. Но можно  озадачить слушающих: допустим, нужно задавать вопросы выступающему. А в конце темы будет  зачетная работа по всему материалу. Но все ж трудно через несколько недель  воспроизвести то, что услышал из уст своего товарища. А если тот рассказал не очень внятно?

Второй вариант: «Через 40 минут вы должны ответить на все 4 вопроса, прочитав 2 параграфа!»  Группа действует так, как должна действовать группа в экстремальной обстановке. За несколько секунд определяется лидер, он распределяет работу: «Ты сможешь сделать этот вопрос – тогда это тебе!», «Я подготовлю третий и четвертый  вопросы, а первые два – вам…»..   20 минут читают в полной тишине. Каждый читает свой раздел, пишет план. Потом  обсуждение: по очереди рассказывают, что  прочитали. Не так ли поступают школьники на перемене, за 3 минуты до звонка на урок: «Ты читал параграф? Расскажи быстро…»

Итого? За 40 минут каждый ученик – сильный и несильный – подготовил 2-3 параграфа учебника. Полурока  он читал сосредоточенно книгу, что-то выписывая в тетрадь. Другую половину – говорил и слушал соседа по парте.

И даже самый «слабый» и неуверенный, выйдя к доске, говорит. Краснея, заикаясь, вытирая пот – говорит! Не говорить стыдно, просто не возможно – это  провал всей группы.

За один урок - 2-3 параграфа.  Значит,  можно все-таки найти время на изучение документов, чтение энциклопедий, просмотр фильмов. И обойтись без обязательного домашнего задания. 

Конечно, если мы сейчас начнем так работать со старшими – будет сопротивление. Некоторым это не понравится. Проще спокойно сидеть и не мешать учителю, который «ведет беседу» с двумя-тремя претендентами на золотую медаль…

Предчувствую иронию: 20 минут  читают, 20  минут  обсуждают, 4 человека в группе, - ну вот,   педагогический рецепт…  А если  говорить неконкретно, то будете иронизировать, что мол опять педагогическую утопию пишите.

А вопрос  серьезный.  Ведь обычный урок, когда учитель  ведет фронтальный опрос (какой термин!), так вот когда учитель идет фронтом на класс - на этом и держится Школа. И даже если мы красиво назовем этот фронтальный допрос беседой, что изменится?

Дело даже не в том,  это  потеря времени, что так никого ничему научить нельзя. Как сказал Сергей Леонидович, учитель литературы,  после двух часов педсовета (педсовет – тот же урок для учителей): «Я пошел. Я уже угорел…»  «Угорел» - этим словом можно охарактеризовать состояние ученика в школе к полудню, после 2-3 уроков. Отличие от Сергея Леонидовича лишь в том, что он, ученик, не может сказать: «Я пошел».

И этот угар не от трудных задачек и длинных упражнений. Угар от вынужденной неподвижности и вынужденного молчания.  Урок – это  издевательство над природой. Сидеть неподвижно и молчать –  неестественно,  нефизиологично, невыносимо  для здорового человека, тем более для здорового ребенка. Недаром же карцер – наказание страшнее общей камеры.

Я сгущаю краски? Все мы учились в школе, и не так уж это страшно…  Да, но кто тогда думал о том, что возможны другие варианты, альтернативы  сидению за партами полдня  затылок-в-затылок?  Кто думал о том, что в принципе возможна другая школа и другие уроки?  А если вариантов нет,  то насилие не воспринимается как насилие.

И ничего не стоят наши разговоры о «гуманной школе», о добрых отношениях и развитии способностей, если  урок останется уроком.  Какие отношения с угорелыми детьми?

Предложенный выше «рецепт» (20 минут читаем учебник, 10 минут обсуждаем… доводим до кипения, слегка помешивая) – я добился своего, если вызвал улыбку. Значит, запомнится.

А таких «рецептов»  много. Можно давать вопросы  простые – на пересказ; и  сложные – на гениальную догадку; можно всем группам предлагать один и тот же вопрос или  каждой группе – собственный.  На 2 минуты – чтобы взбодрить и пробудить или на полурока.

Не могут дети так работать? Сперва надо научить? Конечно, надо! А чем мы еще в школе занимаемся? Кстати, в первом и втором классе - могут.