?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

МОСТИК ЧЕРЕЗ РЕЧКУ


Первоклассники у нас к январю-февралю пишут – кроме палочек и крючочков – рассказы, большие, строчек на десять! Содержательные и почти без ошибок.

Начнем с самого начала. Первое сентября. Дети пошли в поход – на целый день! Второе сентября. Утро, сценка в автобусе: Даяна показывает Маше листок бумаги – на синем фоне желтая полоска. «Это мостик, по которому мы вчера переходили речку», – девочку переполняют чувства: она не дождалась начала учебного дня, в автобусе достает рисунок из портфеля…

Урок письма. Учитель предлагает написать рассказ о переходе отряда первого класса через речку Баньку или о чем-нибудь другом, но тоже важном. Несколько фраз, если это трудно –можно и одну фразу. Нарисовать картинку и сделать подпись к ней.
– Я вчера видел дятла!
– На каникулах мы ездили к бабушке.
– Мы пошли с мамой в столовую и потерялись…
– Давайте напишем Письмо, – говорит учитель, – и пошлем его куда-нибудь далеко-далеко, На Тот Конец Школы… Ты еще не умеешь писать? Не страшно: скажи, чтό ты хочешь написать, а я тебе помогу. Я запишу твои слова печатными буквами. А ты потом спишешь. Сможешь?
– А можно я напишу два письма? (Имеется в виду – не одну фразу, а две.)
– Можно!
Рисунки готовы, тексты написаны.

– И что? – скажет опытный школьный учитель. – Чему детей-то учите? Переписывает ученик слова, написанные учителем: без анализа и понимания…
– Это его собственные слова! То, что он хочет сказать нам. И кроме того, он сам, своей рукой, выводит буковки. Ну, не объяснили семилетнему, что «мы с мамой» – это местоимение, предлог и существительное. А надо ли? Он видит, как эти слова написал учитель, старательно переписывает их на листочке, набирает на компьютере. Может, этого достаточно, чтобы понять, что «мы с мамой» – три разных слова?

Ребенок с каждым разом пишет уверенней и грамотней. Некоторые начинают писать сами, без предварительной диктовки учителю, в конце сентября; некоторые – к концу второй четверти. Не будем торопиться – эта работа очень полезна для формирования навыка грамотного письма.
И главная польза в том, что с самого первого школьного дня ребенок понимает, что письмо – это не переписывание странных фраз из учебника, а способ выражения своей мысли – выражения себя. А это уже серьезно.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
lad_ia
Mar. 24th, 2016 12:31 pm (UTC)
Ох, ваши бы слова - да в уши Министерству образования! Задолбали малышню своими предлогами с местоимениями. Три разных слова - и хватит пока! Всю аналитику отложить бы до 5-го класса, когда мозги дозреют!
Отрадно читать про школу, где детям сохраняют природную жажду узнавать новое. А не напичкивают их странными образовательными стандартами, отшибающими всякую охоту к письменному тексту.
karbofosss
Mar. 29th, 2016 08:17 am (UTC)

мой неусидчивый сын в свои почти 5 лет в восторге от подсмотренной у вас идеи писать самому рассказы. и буквы учатся легко.
спасибо! завидуют вашим первоклашкам по хорошему :-)

( 2 comments — Leave a comment )