?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


На тот случай, если эту программу откроет
Кто-то из учеников - из тех, кому ее «проходить»,
К каждой теме я придумал хитрый вопрос - загадку,
Потому что и дети, и подростки, и взролсые
Больше всего любят разгадывать загадки!

А еще к каждой теме есть
Серьезный и философский вопрос,
Можно сказать «насущный» -
Который имеет отношение к сути дела.

Всего получилось двадцать четыре небольших курса,
По семь тем в каждом;
Последовательность курсов довольно произвольная,
Возраст: от пятого класса до момента,
Когда начинается стон, что история с культурой не нужны –
А нужно сдать единый экзамен.

Семь тем хорошо вписываются в четверть:
По неделе на каждую;
Тема – это примерно два часа работы:
Один – подготовительный, до встречи,
Еще один – встреча, урок, семинар.

К каждой теме есть что почитать и посмотреть:
Тексты собраны в антологии;
Фильмы! Есть и художественные и документальные.

К этим материалам есть вопросы, похожие на план –
Это как Путеводитель к фильмам и текстам:
Что посмотреть, на что обратить внимание.

Работаем почти как в Кембридже, гм-м-м…
«Вот тебе книга, прочитаешь –
Через неделю на семинаре обсудим!»

Обсуждение идет в три приема, как правило:
Первый: знаешь ли текст (фильм), можешь ли рассказать?
Умение рассказать историю –
Весьма полезный навык для историка.
Второй подход к тексту: что тебе тут какжется непонятным,
Странным, не-нормальным, даже – абсурдным;
И третий: как это можно объяснить?

Философские – насущные – вопросы к теме, -
Это одновременно и темы письменных работ, эссе,
Которые предлагается написать в конце курса.

Это не реферат с пересказом,
И не выражение «своей точки зрения» даже –
А попытка («эссе» – по-французски) вступить в диалог
С человеком другого мира:
Выразить непонимание, несогласие, сомнение
По поводу его мнения, способа поведения, хода мысли;
Чтобы потом постараться понять его и с его позиции
Посмотреть на свое привычное «мнение»,
Поставить под сомнение очевидные вещи.
Можно даже сказать:
Поставить под сомнение сами сомнение.

Пока на ваш суд выношу 7 из 28 курсов.

***

ЗАГАДКИ КНИГИ БЫТИЯ

1. ВЕЛИКИЙ ПОТОП И КОВЧЕГ
А был ли Ковчег?
или
Как можно было поместить на борт ковчега всякую тварь, да еще по паре:

2. СОТВОРЕНИЕ МИРА
Чем библейский рассказ о сотворении мира отличается от мифов других народов и какое это имеет значение для современной цивилизации
или
Почему растения были созданы до появления Солнца?

3. ИЗНАНИЕ ИЗ РАЯ
Христианское понимание свободы
или
Почему Бог запретил есть яблоки в райском саду?

АВРААМ
Почему Господь потребовал от Авраама принести сына в жертву?

5. МОИСЕЙ
Как современный человек может понимать библейские рассказы о чудесах
или
Почему манна небесная не падала по субботам?

6. ДАВИД
Чем Давид отличается от греческих героев
Или
Почему евреи долго отказывались иметь царя?

7. ПРОРОКИ
Общие мотивы в рассказе о пророках Исайи, Ионе, Данииле.

***
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРЕЦИЯ

1. ОДИССЕЙ. ГЕРОИ ГРЕЦИИ
Чем Одиссей не похож на обычного «героя»
или
Кто на самом деле победил в Троянской войне?

2. ЭНЕЙ И ЗОЛОТОЕ РУНО
Какие уроки должны были извлечь греческие юноши из этого рассказа или
или
Почему Геракл пропал во время похода в Колхиду?

3. ХРАМЫ – ДОМА ДЛЯ БОГОВ
Чем «мужские» храмы отличаются от «женских» или
Почему в Парфеноне нет ни одной прямой линии?

4. ОТ КУРОСОВ ДО ЛИСИППА. СКУЛЬПТУРА
Чем отличается западный фронтон храма Афины Ахайи от восточного фронтона
или
Одну из Афродит греки называли Прекрасно…

5. СОКРАТ. ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ
Может ли умный человек быть злодеем
или
Должен ли филос иметь жену?

6. АНТИЧНЫЙ ПОЛИС
Может ли человек жить вне политики
или
Какой способ выборов справедливее голосования?

7. ЦАРЬ ЭДИП
Отвечает ли человек ха поступки, в которых не виновен?

***

ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНИЙ КИТАЙ

1. ИСТОРИИ О ПОЧТИТЕЛЬНЫХ ДЕТЯХ
Чем сыновняя любовь отличается от сыновней почтительности
Или
Что сделал один китаец, чтобы скрасить последние минуты жизни своего отца?

2. РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА
Отличается ли ритуал, связанный с рождением ребенка в древнем Китае и русской деревне 19 века
Или
Почему мальчиков часто называли девчоночьими именами?

3. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Чем китайская школа эпохи Мин отличается от современной российской школы
или
Какими были первые игрушки китайского мальчика?

4. ЖЕНЩИНА В СЕМЬЕ
Можно ли хоть как-то оправдать китайские 2зверские обычаи»
Или
Когда впервые видели друг жених и невеста?

5. СЫН НЕБА И ЗАКОНЫ
Явялется ли европейская демократия самой совершенной формой правления
Или
Что предписывалось делать императору в течение дня?

6. ЧУДО, КОТОРОЕ СОТВОРИЛ РИС
Как рис определил социальнцю структуру общества
Или
Что должен был сделать вежливый китаец в огороде своего друга, придя в гости к нему?

7. ГОД ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА, КИТАЙСКИЙ ДОМ
Чем китайский дом отличается от русской избы
Или
Почему во внутреннем дворе дома нельзя было сажать дерево?

***

МИР РУССКОГО КРЕСТЬЯНИНА

1. РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА
Кем же русский крестьянин: язычником или христианином
Или
Что делали с недопеченными детьми?

2. ВОСПИТАНИЕ
Сравните традиционный идеал воспитания с современным
Или
Кого дразнили «непряхой» и «безлапотником»?

3. ЖЕНАТЫЙ – НЕЖЕНАТЫЙ
Что из ритауала свадьбы исчезло, что сохранилосб, что появилось нового
Или
Почему невеста перед свадьбой временно обезноживала?

4. ИЗБА
Сохранилось ли что ритаула. Связанного с жилищем в современном мире
Или как перенести на новое место домового?

5. ЗА СТОЛОМ
Сохранились ли какие-либо проявления ритуала, связанного с хлебом, в наших семьях
Или Почему нельзя болтать ногами под столом?

6. ЧТО ЗНАЕТ ПАХАРЬ?
Как христианский календарь опрделял сельскохозяйственный цикл русского крестьянина
Или
Как без агронома знать, что, где и когда надо сеять?

7. ЖИВОЙ – МЕРТВЫЙ
В какой форме дошел до наших дней погребальный обряд
Или
Почему детей на улице угощают конфетами в память о покойном?

***
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЧЕЛОВЕКА

1. ПРОСТАНСТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ЧЕЛОВЕКА
Как средневековый человек представлял себе мир
или
Круг и две палки внутри – что это такое?

2. НА ГРАНИ ВРЕМЕНИ И ВЕЧНОСТИ
Чем средневековое восприятие времени отличается от современного
или
Как можно измерить время без часов?

3. В ПОТЕ ЛИЦА СВОЕГО. ТРУД И ТЕХНИКА
Может ли техника сделать человека счастливым
или
Каким было самое выдающееся техническое изобретение средневековья?

4. ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ
Должна ли история изучать пищевой рациона человека другой эпохи
или
Как средневековый человек представлял себе идеальную страну?

5. ХРИСТОС НИКОГДА НЕ СМЕЯЛСЯ
Что вызывает в нас смех
или
Смеются ли обезьяны?

6. ПРОПОВЕДЬ ПРОТИВ РОСТОВЩИКОВ
Почему ростовщичество страшнее других грехов
или
Почему ростовщики грешат даже во сне?

7. АЛХИМИК. СРЕДНЕВЕКОВАЯ НАУКА.
Богоугодное ли дело – исследовать окружающий мир
или
Что пытались получить алхимики?

***
РЕНЕССАНС

1. ДАНТЕ «АД»
Данте «стоял одной ногой в средневековье, а другой – в новом времени»
Или
Чем католический ад отличается от православного?

2. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
А если б Леонардо родился на две сотни лет раньше или позже?

3. МИКЕЛАНДЖЕЛО
Христианская идея и творчество Микеланджело.

4. ВОСПИТАНЕИ ГАРГАНТЮА
Может ли учеба быть игрой
Или
Какая синтаксическая конструкция доминирует в рассказе об учебе Гаргантюа?

5. МОНТЕНЬ О ВОСПИТАНИИ ЮНОШЕЙ
Можно ли до всего дойти своим умом
или
Куда проще идти в гору или под гору?

6. ТЕЛЕМСКАЯ ОБИТЕЛЬ
Возможно ли общество, где каждый «делает, что хочет»?

7. ТОМАС МОР «УТОПИЯ»
Утопия Томаса Мора – это утопия или антиутопия
или
Зачем нужно золото утопийцам?

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
kinoprogulka
Mar. 17th, 2016 03:02 pm (UTC)
Потрясающе! По этой программе надо и для взрослых курс открыть. И в институте по ней можно заниматься.
npocmo_mak
Mar. 17th, 2016 04:23 pm (UTC)
здОрово!
а есть где-то список материалов - книг фильмов
или надо самому всё находить?
tararaboombiya
Mar. 17th, 2016 04:55 pm (UTC)
Круг и две палки в средневековье не разгадала. Если это не крест, конечно.
( 3 comments — Leave a comment )