?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как?

Главный (кульминационный!) момент нормального урока – вызов к доске.
«К доске пойдет…» - каждый, кому за тридцать, помнит эти слова и паузу после….
Вся Школа держалась на этой паузе...
Мы перестали вызывать к доске – жалко время терять!
И исчез страх, и дети перестали слушаться…

Что ж делать?
Или учиться держать паузу или работать иначе.

***
Как?


Как научить ребенка думать и работать самостоятельно, опираться на детский интерес? Как возможно всё это в рамках традиционного урока. Честный ответ – никак не возможно. Другие цели – нужны другие инструменты. Можно ли лить новое вино в старые меха?

Этот вопрос – как? – может быть главный для гуманной педагогики. Вопрос метода. Без другого метода все наши слова о доброй школе и замечательных учениках останутся словами…

Проектный, проектно-исследовательский метод – очевидно, альтернатива традиционному объяснительно-иллюстративному. Слово «проект» становится модным в современной школе. Но, как правило, «проектами» занимаются после уроков, на факультативах и спецкурсах. Уроки же остаются уроками.

Этот текст – рассказ о варианте «проектно-исследовательской работы» в рамках уроков. Конкретно – уроков истории в средней школе. Хотя, как будет ясно в дальнейшем, не только истории, и не только в средней школе.

Последняя оговорка, уроки по «проектно-исследовательскому методу» столь не похожи на привычные уроки, что, для терминологической ясности мы стали называть эти занятия словом Мастерская.

1.

Тушите свет!
На стене большой экран – смотрим фильм.
Без объяснений, без комментариев – просто смотрим.

Фильм – это почти по-настоящему, почти путешествие в другую эпоху.
Эффект присутствия максимальный.
После фильма или одновременно с ним – рассказ учителя.
Не объяснение с «опорными сигналами» - а просто Рассказ.
Несколько поразительных, потрясающих историй.

Поразительных – которые по-ражают с первого раза.
Потрясающих – от слова «трясти»
Историй, которые можно как будто увидеть.
Которые трогают душу – заставляют переживать.

Это обращение не столько к рассудку – сколько к Сердцу ребенка.

Ученик пишет (рисует) план.
Каждая такая история – это картинка.
Нарисованный план – на всю жизнь!
Это не забывается.

Хороших фильмов столько, что можно подобрать двадцатиминутный фрагмент к каждой теме.
Альтернатива фильму – слайды.
Лучше фильма – только экскурсия и поездки в другие города.
Но не по каждой теме возможно.

Учитель воздерживается от комментариев и определений.
Он не объясняет – создает сильные образы.
Доводит учеников до эмоционального накала – до «культурного шока», как говорят антропологи.
Шока от столкновения с другой реальностью, с сознанием человека другой эпохи.

Результат такого столкновения – детские вопросы.
Вопрос – первый шаг ребенка к познанию.
Как протянутая рука.

Бывают вопросы поверхностные: «А как звали…», «Cколько килограмм золота пошло на…»
Бывают сущностные: это вопросы-удивления, вопросы-недоумения.
Я не понимаю, меня удивляет, мне кажется странным – в голове не укладывается…
Увиденное и услышанное не укладывается в готовую матрицу..

Матрица трещит – человек думает.

2.
Всё что происходит потом - поиск ответов на свои вопросы.

Класс делится на 4-5 групп.
Группа получает список вопросов, литературу (энциклопедии, учебник), компьютерные программы.

Начинается работа в группах.
Сначала каждый читает свое, потом - потом разговоры вполголоса.
Конечно, сильному ученику учитель дает книгу сложнее, и не одну.
Тому, кто «плохо читает» – книжку, где больше картинок…

Для несильного и неуверенного разговоры вполголоса - хорошая разминка.
Быть может, единственное средство «заговорить».

Все готовы, выбирается один ученик от группы – рассказать о том, что прочитали, всему классу.
Главное условие - говорить так, чтобы все слушали.
Чтоб было интересно.

Всё по-настоящему!
Это не ответ у доски - рассказ о том, что другие еще не знают.
После каждого сообщения – вопросы и обсуждение.


3
Путешествие продолжается…

Учитель дает классу небольшой текст, как правило - подлинный документ, исторический источник.
Если энциклопедия и компьютерные программы – это движение вширь, то это – движение вглубь.
Это текст для медленного, вдумчивого чтения.

Текст, в котором отражается то, что принято называть «духом эпохи».
Текст, сохранивший голос человека другой культуры.
Подборка (антология) таких текстов – это своего рода не-учебник по истории.

Обсуждение прочитанного превращается в диалог с человеком другой эпохи.
Ученики задают вопросы, сами пытаются ответить на них от лица Собеседника.

Это и смысл гуманитарного образования – в способности представить себя другим человеком.
Посмотреть на мир его глазами.
Понять Другого.

4.
Путешествие закончилось.

Выполним формальности: проверим, что осталось в голове у ученика.
Без объяснения нового материала, без зубрежки параграфа, без монологов доски…
Ученик должен написать по памяти планы всех сообщений – это один из вариантов зачета.

Новая информация хранится в голове в свернутом виде – в виде плана – и ее можно при случае «развернуть».
Конечно, помнить – это не главное, это формальный результат.
Главное то, что было понято и сказано в ходе «диалога».

5.
Как правило, путешествие – это 4 урока.

1 урок – зачет по прошлой теме. Фильм и рассказ учителя.
2 урок – работа с книгами и компьютерными программами.
3 урок – сообщения учеников
4 урок - диалог.

Возможны варианты.

Могут быть маленькие темы - на 2 урока (без работы в группах).
Могут быть и большие Путешествия – на 8-10 уроков.
Тогда ученики могут больше работать с книгами, успевают сделать газету и написать тексты.
10 уроков – это 5 дней по 2 урока и хорошо, если такое путешествие укладывается в неделю.
Конечно, это не только уроки истории – но и уроки русского языка, ведь дети пишут свои тексты.
Возможно, и уроки рисования.

6.

Это Мастерские по истории.

Но почти также – естественные науки (биология, география)
Начало темы – фильм, если невозможна экскурсия.
Потом каждая группа выбирает тему своей работы.
Дети читают книги, работают с компьютерными программами.
Обсуждают прочитанное, готовят сообщения.

Если есть время - рисуют газеты.
Если нет – просто рассказывают друг другу, что прочитали.

7.
Конечно, это трудно для учителя.
К каждой мастерской надо подготовить: фильм, исторический источник, десяток энциклопедию.

Другая трудность – организация.
Работа в группах, разговор вполголоса, доклады представителей групп…
Ученики, привыкшие к нормальному уроку, поняв, что здесь что-то не так, могут «выйти из-под контроля».
Что ж, строгость в организации, внешняя строгость, не противоречит внутренней свободе.

Некоторых, послушных и усидчивых, такая работа может ввести в невротическое состояние.
Что заканчивается, как правило, требованием «вернуться к тому, как было раньше».
То есть к нормальной школе.

Так зачем все эти сложности?
Не лучше ли традиционный урок: объяснил, задал задание, проверил.
И дети спокойны, и результаты хорошие.

Одно «но»…

Главный (кульминационный!) момент нормального урока – вызов к доске.
«К доске пойдет…» - каждый, кому за тридцать, помнит эти слова и паузу после….
Вся Школа держалась на этой паузе...
Мы перестали вызывать к доске – жалко время терять!
Исчез страх, и дети перестали слушаться…
Что ж делать?
Или учиться держать паузу или работать иначе.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
sanamur
Dec. 16th, 2010 01:02 pm (UTC)
Вот бывают же такие Учителя! искренно завидую и детям и родителям. Пусть все получается!
najaa
Dec. 16th, 2010 06:46 pm (UTC)
Но как выбирают одного из группы? Ведь это всегда может быть один и тот же ученик.А все остальные молчат и может быть даже ничего не читают.

Хотя научится ли человек говорить, если его принудительно вызывают к доске раз в неделю, - тоже вопрос...
olgapisaryk
Dec. 16th, 2010 09:59 pm (UTC)
Читаю Вас и радуюсь и жалею одновременно. Радуюсь, что после стольких лет преподавания Вам всё-ещё интересно, а жалею, сами знаете почему, очень это не просто квадратную чурку вбивать в круглое отверстие.
( 4 comments — Leave a comment )