?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Объяснение – закрепление – контроль. Это формула объяснительно-иллюстративного метода. Технология проверена веками. Только в случае ее соблюдения гарантирован результат: прочные знания, универсальные умения, отработанные навыки – лучшая в мире система образования! И еще один результат – невозможность и нежелание думать.

Учитель не делает выводов, не «объясняет» в привычном смысле слова. Его задача – не обобщать, а отбирать. Отбирать те факты, которые волнуют, производят в-печатление – за-печатлеваются.

Что от-печатывается в сознании легче и быстрее всего? Увиденное своими глазами, пережитое.

Вместо учебников мы используем книги, исторические документы, описания природы, фильмы. На литературе дети читают подлинные тексты, а не краткий пересказ.

Суть подхода, в одной строчке: ученик наблюдает, ставит вопросы и сам ищет на них ответы.

Наблюдение – Удивление – Ответы.

Наблюдение: столкновение с реальностью, как она есть. Эксперимент без подсказок, фильм без объяснений, текст без комментариев, экскурсия…

Второй шаг – вопросы ребенка. Меня удивляет, я не понимаю – здоровая реакция ребенка на новое. Новое не вписывается в привычную сетку координат, ему нет обычного объяснения. Если этого момента сомнения-непонимания нет, то невозможно будет и настоящее понимание.

Вопросы формулируют сами дети, главное, чтобы они были хорошими – такими, на которые нет единственно правильного ответа, когда «может быть так», но «и так возможно». В настоящем знании больше непонимания, чем определенности, сомнения – чем уверенности, вопросов – чем ответов.

Мы не просто «объясняем новый материал» – а ведем ученика по непростому, но безумно интересному пути: через сильное впечатление от знакомства с новым, через удивление и непонимание – к собственным предположениям и догадкам.

В этом смысле можно говорить, что у нас «каждый урок – это маленькое открытие»