?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ни слова о свободе, простите, друзья-гуманисты,
Ни слова о любви, о добрых отношениях –
Тем более, о доброй природе ребенка,

Только о нем – об уроке,
Об Уроке, который длится сорок пять минут,      

Который был, есть и будет.
На смену стандарта второго поколения
Придет стандарт третьего -
А он останется,
Урок, который длится вечность.

Встали, приготовились, сели, открыли,
Отступили, посмотрели, спинку держим прямо,
Поднимаем руку, с места не кричим,
За мной повторяем и внимательно слушаем,
К доске пойдет… К доске пойдет…

«Никаких! Никаких уроков! И классов заодно!» -
Кричат левые либералы педагогики,
Борцы с классно-урочной системой,
Как будто все школьное зло – в том, что
Группа ребятишек собирается в одном месте
В определенное время –
Как будто все зло в уроке.

Отменили звонки, сняли расписание,
Назвали классы клубами или парками,
Повесили интерактивную доску –
А всё равно: послушали, повторили и
К доске пойдет…

Урок умер. Да здравствует…

***
Франсуа Рабле, французский гуманист,
Рассказывает в своем романе о приключениях Гаргантюа,
Как тот, вместе с братом Жаном, решили
Переобустроить обитель телемитов,
И вот какой порядок они установили:

Если обычный монастырь окружают со всех сторон стены –
То у нас не будет ни стен, ни заборов;

Обычно монахи все делают по удару колокола –
Значит, не будет ни колоколов, ни часов;

В монастыри принимают кривых, косых и убогих –
В Телеме будут жить люди здоровые, сильные и красивые.

Если в обычных монастырях запрещено общение
С лицами противоположного пола, то мы, - говорит брат Жан, -
Всячески будем приветствовать такое общение и,
Более того, обяжем всякого молодого мужчину
Взять в жены себе девушку, которая полюбилась ему.

Вот так возникает новое, и в жизни и в педагогике:
Обычно было так, следовательно, мы сделаем наоборот.

Урок наоборот.

***

Обычно урок начинается с объяснения нового материала –
Значит, у нас не будет никакого объяснения,
А ученики будут сами работать с материалом:
Книгами и фильмами.

Обычно учитель, чтоб проверить урок,
Вызывает ученика к доске –
Значит, у нас никто к доске выходить не будет,
А ученики будут говорить прямо на месте,
И не учителю – а друг другу.

Обычно учитель сам задает вопросы и
Почти всегда сам отвечает на них –
Значит, у нас ученики сами будут ставить проблемы,
Доведенные учителем до непонимания.

Обычно на уроке должно быть тихо и неподвижно –
Значит, у нас можно говорить почти весь урок:
Рассказывая, обсуждая, споря,
И иногда даже ходить на уроке.

Обычно учитель ведет урок,
Не выпуская их рук страшного оружия ни на минуту,
Пятибалльной оценки –
Значит, мы будем работать совсем без оценки,
Разве что скажем тому, кто очень старался:
Ты – молодец.

Обычно учителю бывает мало и он, урок, продолжается дома –
Значит, мы запретим под ужасным страхом
Любое домашнее задание, разве что
Ученик очень заинтересуется и попросит.

И последнее: если на обычном уроке должно быть
Все ясно, понятно и без вопросов –
То главным достоинством урока у нас будет
Некоторая недосказанность, неявность,
Легкое недопонимание в воздухе класса.

***

ФГОС шагает по школе.
Пять лет назад, на дальних подступах еще,
Радуясь будущим изменениям, которые он нес,
Но не в силах будучи разобраться в документе,
Мы позвали методического специалиста.

Специалист прочитал нам на сорок пять минут лекцию
Об индивидуализации, деятельностном подходе и
Здоровьесберегающих технологиях,
Завершив ее словами:
«Парадигма изменилась, но дети ничего не должны заметить».

Парадигма, блин, все она…

В сентябре Федеральный стандарт вступает в среднюю школу.
Заметят ли дети изменения?
Или урок останется уроком?

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
ilvas
Nov. 11th, 2015 08:45 am (UTC)
Урочную систему требует СанПиН. Как его объехать можно?
dima_zorin
Nov. 11th, 2015 02:48 pm (UTC)
>Урок наоборот.
- это когда ученик учит учителя. А все остальное - лишь косметический ремонт старых правил.
( 2 comments — Leave a comment )